Решение задач поддержки жизненного цикла изделия с помощью системы PDM PartY
Основные возможности системы PartY по поддержке жизненного цикла изделия
Управление конфигурацией изделия с поддержкой возможности создания вариантов и исполнений
Хранение вариантов, не вошедших в основной проект
Учет всех инженерных изменений в проекте (ведение истории состояния проекта на любую дату)
Возможность сравнения проектов
Специализированные представления информации для различных групп пользователей
Возможность ведения номерного учета
Интеллектуальные бизнес-правила
Формирование различных отчетов по проекту
Прикладные системы на основе PartY
Развитие производства на заказ вызвало революцию в средствах автоматизации управления информацией в промышленности. Когда каждое изделие конфигурируется в соответствии со специфическими требованиями заказчика, возникает необходимость в получении точной и своевременной информации об изделии со стороны как сервисных и коммерческих, так и конструкторских и технологических служб предприятия.
Это становится тем более актуальным в свете быстрого развития и внедрения на предприятиях CALS-технологий и сертификации предприятий по стандартам серии ISO’9000.
Для решения задачи удовлетворения растущих потребностей пользователя используются системы управления информацией об изделии — PDM (Product Data Management System).
Система PDM PartY позволяет решать весь спектр проблем, связанных с поддержкой жизненного цикла изделия (рис. 1).
Автоматизированная система PartY полностью соответствует требованиям ЕСКД и отличается хорошей масштабируемостью и производительностью. Используя для хранения и поиска информации СУБД типа SQL Server (Sybase SQL Anywhere, Sybase Adaptive Server, MS SQL Server, Oracle), PartY позволяет работать в территориально-распределенном режиме, строить различные отчеты и связывать документы с изделиями.
Отличительной особенностью системы является настройка на специфику предприятия с использованием правил проведения проектных процедур. Автоматизированная система PartY может быть интегрирована как с DOCS Open, так и с другими системами как масштаба предприятия, так и масштаба подразделения. Возможна также автономная работа PartY в качестве системы PDM предприятия.
PartY PLUS, выпущенная в апреле 2000 года и являющаяся развитием системы PartY, объединяет в себе возможности системы PDM, электронного архива и Workflow-системы (автоматизации документооборота и управления бизнес-процессами).
Система PartY изначально ориентирована на соответствие требованиям отечественных (ЕСКД, ЕСТД и др.) и зарубежных (ISO’9000, STEP) стандартов.
Основные возможности системы PartY по поддержке жизненного цикла изделия
Управление конфигурацией изделия с поддержкой возможности создания вариантов и исполнений
Система PartY позволяет создавать для существующих изделий варианты как на этапе разработки, так и на этапе исполнения, в соответствии с требованиями ЕСКД и стандартами предприятия.
Проект может быть в любое время переведен на вариантное проектирование; при этом каждый из вариантов впоследствии может быть принят в качестве основного.
Хранение вариантов, не вошедших в основной проект
Все варианты, использовавшиеся на этапе разработки проекта, хранятся в системе, и к ним возможно обращение в любой момент времени, даже после завершения разработки проекта.
Учет всех инженерных изменений в проекте (ведение истории состояния проекта на любую дату)
PartY хранит всю информацию о структуре проекта и атрибутах входящих в него объектов. Можно просмотреть историю проекта на любую дату и время.
В соответствии с требованиями стандартов серии ISO’9000 в PartY также ведется полный аудит всех действий пользователей при работе с системой. Для любого объекта и атрибута возможен просмотр истории изменений его значений.
Возможность сравнения проектов
Система PartY позволяет сравнивать проекты друг с другом (рис. 2). Также возможно сравнить дерево истории проекта (состояние проекта на любую дату) с текущим состоянием проекта, с получением в графическом виде всех различий.
При этом отображаются различия как в структуре проектов, так и в значениях атрибутов входящих в него объектов и проекта.
Работа с атрибутами
Система PartY поддерживает работу со всеми атрибутами, необходимыми для поддержки жизненного цикла изделия:
- «Статус»;
- «Дата начала и окончания разработки документации»;
- «Исполнитель»;
- «Контролер»;
- «Дата начала и окончания технической подготовки производства» и др.
Специализированные представления информации для различных групп пользователей
Для удобства работы сотрудников разных служб (конструкторов, технологов, экономических и плановых подразделений, сотрудников сервисных служб и т.п.) система PartY позволяет строить различные специализированные представления информации об изделии (View), начиная с этапов маркетинговой проработки и проектирования и заканчивая сервисным сопровождением продукции. Представления, соответствующие потребностям конкретных служб, значительно облегчают работу с системой и позволяют рассматривать данные об изделии в различных информационных срезах.
Возможность ведения номерного учета
Система PartY позволяет организовать номерной учет выпускаемых предприятием изделий. Это дает возможность прослеживать судьбу конкретного изделия на протяжении всего жизненного цикла.
Возможно задание допустимых вариантов замены узлов и деталей, ведение каталога покупных изделий.
Также имеется возможность построения автоматизированной системы управления информацией об оборудовании и имуществе предприятия (график плановых ремонтов и освидетельствований, цена замены, график загрузки оборудования и т.п.).
Интеллектуальные бизнес-правила
Уникальной функцией системы PartY является использование бизнес-правил для формализации процессов работы с информацией об изделии. Бизнес-правила позволяют настроить логику работы системы под специфику предприятия и автоматизировать выполнение таких задач, как проведение изменений, продвижение изделия в процессе его проектирования, производства и т.д. Также бизнес-правила позволяют блокировать ошибочные действия пользователя и задавать условия работы с проектом в зависимости от статуса разработки и других причин.
Проведение изменений
Система PartY позволяет автоматизировать проведение изменений в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 2.503 и отраслевых стандартов предприятия. Модуль LS Flow (поставляющийся как независимое приложение или в составе единой системы PartY PLUS), в отличие от ряда других систем, представленных на российском рынке, поддерживает как свободную, так и предопределенную маршрутизацию. (Здесь необходимо отметить, что без использования функций предопределенной маршрутизации, таких как переходы по условиям, циклы, возвраты через несколько этапов назад по маршруту и т.п., невозможно построить реально работающую автоматизированную систему проведения изменений.)
Также для маршрутизации документов и работ могут быть использованы внешние средства Workflow, например WorkRoute.
Используемые алгоритмы обработки информации позволяют учитывать требования драфта стандарта ISO’10303 (STEP) AP208 (Life cycle product change process).
Формирование различных отчетов по проекту
PartY позволяет руководству получать в реальном времени отчеты о состоянии работ по проекту: о соблюдении сроков разработки, графике плановых работ и т.п.
Отчеты могут настраиваться непосредственно сотрудниками предприятия без программирования. Возможен экспорт полученных отчетов в стандартные офисные приложения (Microsoft Word, Microsoft Excel), в том числе на предварительно созданные шаблоны бланков, для дальнейшей обработки их вне системы PDM или для сохранения в виде файлов.
Классификация
Система PartY обеспечивает поддержку единых централизованных классификаторов и справочников в масштабах организации, что существенно облегчает учет, анализ и администрирование системы.
Классификаторы могут настраиваться администратором системы в соответствии с потребностями предприятия.
Прикладные системы на основе PartY
В настоящее время на основе PartY существует ряд прикладных систем:
- система управления информацией об изделии и проектными данными;
- система управления качеством;
- АСУ ремонта и эксплуатации;
- система технического документирования изделия;
- система технической подготовки производства;
- система паспортизации и управления имуществом.
Опыт внедрения
Система PartY успешно используется на предприятиях машиностроения, приборостроения и микроэлектроники, в авиационно-космической и нефтегазовой отрасли, а также в проектных и коммерческих организациях.
По желанию заказчика и в соответствии с его потребностями производятся доработки системы.
Характерным примером использования системы управления информацией об изделии PartY является прикладное решение по электронной паспортизации оборудования, внедренное на ряде предприятий нефтедобычи и нефтепереработки.
Например, подобное решение успешно реализовано в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефть» под руководством начальника управления информационных технологий и систем Вячеслава Григорьевича Аксельрода.
Система позволяет не только вести учет единиц оборудования, но и обеспечить автоматизацию следующих процессов:
- создание и ведение электронного паспорта оборудования и другого имущества предприятия на основании информации, имеющейся в базе данных (рис. 4);
- привязку оборудования к объектам нефтедобычи, что позволяет определить, какое именно оборудование установлено на том или ином объекте нефтедобычи, и получить полные технические или экономические характеристики;
- контроль наличия и состояния оборудования;
- контроль перемещения оборудования, с помощью которого можно определить, где и когда оно было установлено, по какой причине его демонтировали и куда направили;
- контроль деятельности сервисных организаций, дающий возможность составлять задания на выполнение работ, контролировать их выполнение и качество;
- контроль оборудования, ежедневное отслеживание его состояния, что позволяет достаточно оперативно управлять технологическим процессом;
- статистическую обработку данных по отказам и авариям оборудования (по причинам, по времени и затратам на устранение последствий, по потерям);
- оперативное получение информации по ценам поставки, монтажа, замены оборудования и т.д.
Использование системы PartY на предприятиях различного профиля позволяет говорить о реальной гибкости системы. При этом многие прикладные решения на основе PartY были созданы непосредственно силами сотрудников служб автоматизации предприятий. Не в последнюю очередь это стало возможно благодаря наличию в системе открытого интерфейса прикладного программирования (API).
Важным этапом внедрения системы является разработка идеологии полного электронного документооборота с учетом применения PartY. Компания «Лоция Софт» имеет значительные методические наработки в данной области и предлагает своим партнерам весь спектр услуг, начиная от проведения предпроектного обследования, формирования технического задания и заканчивая оказанием помощи в выработке стандартов предприятия на электронный документооборот.
Перспективы развития системы
Развитие системы PartY продолжается непрерывно. При этом особое внимание уделяется потребностям пользователей.
Поставляемые в настоящее время версии систем PartY и PartY PLUS вобрали в себя лучшие черты современных систем PDM и управления технической документацией: гибкость и легкую переносимость, возможность работы с пользовательскими типами данных и поддержку ODMA, визуальный дизайн экранных форм и многое другое.
Программы PartY и PartY PLUS предлагают пользователям максимальную простоту в освоении и сопровождении, а также оптимальную ценовую политику, поскольку являются собственно российскими разработками.
«САПР и графика» 9'2000