9 - 2002

ИСО 9000 в машиностроении: система мониторинга прохождения производственных заказов

Максим Солопов, Руслан Будник, Андрей Шимаковский, Дмитрий Черярин

Международные стандарты управления производством

Интеграция и инструменты качества

Простота и надежность в управлении производством

Заключение

Международные стандарты управления производством

В настоящее время каждое российское предприятие стремится к повышению производительности труда и к сокращению стоимости продукции — и это отнюдь не дань моде, а насущная необходимость для выживания в условиях жесточайшей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. В течение 20 последних лет промышленность индустриально развитых стран подвергалась крупным структурным изменениям. Как правило, эти изменения протекали на фоне высокого спроса на средства производства и потребительские товары. Возникла необходимость строить гибкие и одновременно эффективные промышленные предприятия для удовлетворения растущего спроса на самые различные товары при помощи сокращения периода освоения новой продукции.

В условиях усиливающейся конкуренции одним из основных приоритетов для предприятия становится качество выпускаемой продукции. В настоящее время наиболее распространенным стандартом контроля и управления качеством продукции во всем мире является стандарт ИСО 9000.

Общим термином «ИСО 9000» обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО/ТК 176 — независимой организацией ИСО. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах мира приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 100011-1,2,3, а Госстандарт России участвует в работе Международной организации по стандартизации в качестве национальной организации по стандартизации, то есть является национальным членом ИСО.

В промышленно развитых странах, в том числе и в России, существуют законодательные требования, направленные на создание на предприятиях систем качества. В России принято постановление Правительства РФ № 113 от 02.0.98 г. «О мерах по дальнейшему развитию систем качества на предприятиях РФ», направленное на создание на предприятиях систем качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 и последующую сертификацию систем качества. В соответствии с этим постановлением предприятия, не имеющие сертификата на систему качества, начиная с 1999 года лишаются права на получение государственного заказа.

В странах ЕС существуют аналогичные нормативные акты. Так, начиная с 1999 года все поставщики продукции на рынок ЕС обязаны иметь сертифицированную систему качества. При этом с точки зрения нормативных актов ЕС под «поставщиком» понимается не только непосредственный производитель продукции, но и любая организация, которая в контрактах с потребителями в странах ЕС выступает в качестве поставщика продукции. Таким образом, российские торговые предприятия, поставляющие продукцию на рынок ЕС, рассматриваются как поставщики и с 1999 года также должны иметь сертифицированную систему качества в соответствии с ИСО 9000. В противном случае они будут вынуждены работать на рынках ЕС через посредников, имеющих такую систему качества, и соответственно будут терять в прибыли.

Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика товаров и услуг к внедрению систем качества. Применение подобной системы обеспечивает предприятию выгоду за счет:

  • перераспределения затрат. При этом сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов; общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль;
  • повышения исполнительной дисциплины на предприятии, улучшения мотивации сотрудников, снижения потерь, вызванных дефектами и несоответствиями;
  • достижения большей «прозрачности» для руководства и повышения качества управленческих решений.

Система качества предполагает построение такой структуры управления процессом производства, которая гарантирует выпуск продукции надлежащего качества в каждый момент времени функционирования системы.

В начало В начало

Интеграция и инструменты качества

Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно эта задача решается методом моделирования процессов — как производственных, так и управленческих — инструментами математической статистики. Однако современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования  без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости — совершенствовать их. Использование этих методов позволяет добиться качественно нового уровня производства. Одним из таких инструментов является причинно-следственная диаграмма (так называемая диаграмма Ишикавы).

На российском рынке ПО для машиностроительных производств диаграмма Ишикавы реализуется в автоматизированной системе мониторинга прохождения производственных заказов, разрабатываемой совместно фирмами ООО «Агентство индустриального развития» и АО «Топ Системы» (рис. 1). Эти фирмы уже известны российским пользователям благодаря продуктам «Фобос», T-FLEX, «ТехноПро» и «DOCs».

Система предназначена для контроля за материальными и информационными потоками предприятия в режиме реального времени. В зависимости от уровня реализации система позволяет отслеживать ход выполнения производственных заказов (включая их начальную разработку, запуск в производство и последующий мониторинг текущего состояния в режиме реального времени) на уровне небольшой производственной компании, а также в режиме интеграции систем класса CAD/CAM/CAE, MES, ERP. В этом варианте система применяется для совокупного контроля потоков, используемых данными системами в рамках конкретного проекта и предприятия в целом.

Среди функциональных достоинств данной системы необходимо отметить:

  • соответствие международным стандартам;
  • настройку на любые виды проектной деятельности;
  • возможность получения экспертной и статистической оценки эффективности ведения проектов, с возможностью изменения хода их выполнения на каждом этапе;
  • интеграция используемых программных продуктов;
  • предоставление данных для расчета загрузки производства и оптимизации процесса выполнения проекта;
  • возможность интеграции с любыми программными средствами, используемыми для работы на данном предприятии.

Из представленных международным стандартом ИСО 9000 требований в системе реализуются следующие:

  • управляемость процессом производства;
  • идентификация и прослеживаемость продукции;
  • корректирующие и предупреждающие действия;
  • ответственность исполнителя.

Автоматизированная система мониторинга прохождения производственных заказов разработана с применением технологии «клиент-сервер» и использует элементы распределенной трехзвеньевой архитектуры.

В начало В начало

Простота и надежность в управлении производством

Предприятие на диаграмме Ишикавы представляется в виде некоего подобия рыбьего скелета (fishbone), где отдельные составляющие процесса производства изображаются в виде ветвей, а их части — в виде листьев. Показателем состояния каждого листа является цвет его представления. Зеленый цвет свидетельствует о том, что все работы по данному заказу (если выбран конкретный производственный заказ) или по предприятию в целом, выполняемые на данной стадии, проводятся в положенные сроки. Желтый цвет показывает, что время выполнения операции превысило расчетное. И наконец, красный цвет говорит о выходе за предельно допустимые сроки выполнения операции (или операций).

Если нет необходимости отслеживать все одновременно, можно убрать отображение любого уровня или его части. Также можно наблюдать за всем процессом производства в целом, за отдельным заказом или фильтровать заказы.

Жизненный цикл любого производственного заказа прослеживается с момента его создания до момента снятия с производства. Информация о состоянии заказа берется из интегрируемых программ:

  • конструкторская подготовка — T-FLEX CAD;
  • технологическая подготовка — «ТехноПро»;
  • производственное планирование и диспетчерский контроль производства на внутрицеховом уровне — «Фобос»;
  • цеховой склад — «Фобос-склад»;
  • персонал предприятия — DOCs.

При открытой диаграмме руководитель может перемещаться по структуре, нажимая на названия соответствующих участков производства. Также он может посмотреть на проекты, которые выполняются в данный момент на каком-либо участке, или на сотрудников, занимающихся конкретным проектом.

У руководителя всегда имеется возможность изменить сроки завершения операции или сменить ее исполнителя (выбирая другого из сотрудников отдела, отвечающего за нее); также он всегда видит, кто несет ответственность за выполнение (или невыполнение) данной работы.

Кроме диаграммы Ишикавы в распоряжении руководителя имеется инструмент обработки информации, связанной с каким-либо проектом (рис. 2). В соответствующей программе он может ознакомиться с любой информацией, относящейся к данному заказу. Например, может посмотреть недоделанный чертеж изделия из T-FLEX CAD, соответствующие заказу документы в DOCs или состояние исполняющей заказ станочной группы в «Фобос».

В начало В начало

Заключение

Таким образом, разрабатываемая компаниями АО «Топ Системы» и ООО «Агентство индустриального развития» автоматизированная система мониторинга прохождения заказов является универсальным инструментом контроля и управления производством, объединяя информационные потоки всех уровней автоматизации.

Очевидными достоинствами данной системы являются реализация программной поддержки международного стандарта ИСО 9000 и осуществление интеграции программных продуктов, широко применяемых в российской промышленности.

«САПР и графика» 9'2002