Программные продукты «ИндорСофт»: комплексные решения
В настоящее время во всем мире идет активное внедрение в самые различные отрасли вычислительной техники для управления объектами, имеющими территориально распределенный характер. Компьютеры используются для управления земельными кадастрами и природными ресурсами, для проектирования и эксплуатации инженерных сетей и сооружений. При этом можно выделить несколько основных классов программных продуктов, применяемых для этих целей. Для управления земельными и природными ресурсами, объектами недвижимости наиболее часто используются геоинформационные системы (ГИС). Для управления инженерными сооружениями (электрическими и трубопроводными сетями, автомобильными дорогами и др.) обычно применяются системы автоматизированного проектирования (САПР) и различные специализированные чертежные системы. В то же время существует большой класс инженерных приложений, где требуются комбинированные возможности как ГИС, так и САПР. К тому же существующее в мире программное обеспечение не всегда может удовлетворить всю полноту требований пользователей.
Эти обстоятельства в свое время вдохновили сотрудников факультета информатики Томского государственного университета и кафедры электрических систем Томского политехнического университета к работе над интеграцией технологий ГИС и САПР. В дальнейшем, в 2003 году, эта группа объединилась с коллективом разработчиков САПР из инженерного дорожного центра «Индор» (г.Томск), образовав новую компанию ООО «ИндорСофт. Инженерные сети и дороги».
Основным направлением деятельности новой компании была определена разработка программных продуктов для автоматизации проектирования и эксплуатации широкого круга инженерных сетей и дорог (рис. 1).
В настоящее время в «ИндорСофте» ведется разработка трех базовых графических продуктов и нескольких линеек прикладных программ (рис. 2). К числу базовых относятся:
• IndorGIS 5.0 универсальная геоинформационная система, ранее известная как ГИС
ГрафИн (рис. 3);
• IndorCAD 3.3 универсальная система автоматизированного проектирования инженерных сетей и дорог, ранее известная как ReCAD 3.x;
• IndorDraw 3.3 система подготовки чертежей, ранее известная как RoAD 3.x.
В основе всех этих графических продуктов заложена сходная идеология внутреннего построения, использован общий набор программных технологий и компонентов разработки.
На основе вышеперечисленных базовых программных продуктов в «ИндорСофте» ведется разработка различных линеек прикладных комплексов.
Линейка продуктов IndorInfo представляет собой семейство информационно-аналитических комплексов инженерных сетей и дорог, то есть оригинальную комбинацию гисовского и сапровского подходов. Графическая часть всех этих продуктов состоит из трех разделов:
• из плана местности с точной привязкой инженерных коммуникаций;
• плана местности с условно нанесенной на него оперативной схемой инженерной сети;
• оперативной схемы сети без привязки к местности.
Для всех этих графических разделов разработана единая атрибутивная база данных. Наличие трех различных видов представления инженерных сетей позволяет выбирать нужный способ представления в зависимости от характера возникающих задач. Так, первый раздел наиболее часто используется при согласовании проектов раскопок на местности. Второй и третий разделы применяются диспетчерами в процессе оперативного управления инженерными сетями.
Линейка IndorInfo включает продукты IndorInfo/Power для городских электрических сетей, IndorInfo/Water для городских водопроводных сетей, IndorInfo/Sewerage для городских сетей водоотведения, IndorInfo/Heat для городских тепловых сетей, IndorInfo/Gas для сетей газораспределения (рис. 4), IndorInfo/Road для дорожных сетей.
IndorInfo/Plant, информационная система инженерных сетей промышленного предприятия, представляет собой наиболее сложный продукт из линейки IndorInfo, который по сути объединяет в себе все остальные информационные системы по электрическим, водопроводным, тепловым и другим сетям.
Линейка продуктов IndorCAD состоит из программ для проектирования объектов гражданского и транспортного строительства, в том числе автомобильных дорог, воздушных линий электропередачи, трубопроводов, генеральных планов. В настоящее время законченной является только система проектирования автомобильных дорог IndorCAD/Road, другие программы (система IndorCAD/Power для проектирования воздушных линий электропередачи, система IndorCAD/Pipeline для проектирования трубопроводов, система IndorCAD/Rail для проектирования железных дорог, система IndorCAD/Site для проектирования генеральных планов) находятся в стадии разработки, а их коммерческий выпуск планируется в ближайшее время.
Программные продукты для электроэнергетики
Для электроэнергетики компания «ИндорСофт» предлагает комплекс информационно-аналитических программных продуктов для проектирования и эксплуатации электрических сетей от 0,4 до 500 кВ.
Информационная система электрических сетей IndorInfo/Power предназначена для хранения всей информации по объектам и оборудованию электрических сетей, начиная от планов трасс и оперативных схем на местности и заканчивая описанием результатов осмотров, текущих и капитальных ремонтов и связанных с ними документов. Система позволяет:
• вести графическую и атрибутивную информацию по всем объектам электросетей;
• систематизировать на топографической основе информацию об объектах различных видов инженерных сетей, зданиях, сооружениях, дорогах, гидрологии, зонах затопления и т.д. (рис. 5);
• оперативно получать информацию об объектах электрических сетей в любой части территории;
• планировать работы по реконструкции и ремонту электрических сетей с учетом имеющихся коммуникаций;
• подробно отслеживать неисправности, регламентные и ремонтно-восстановительные работы, измеряемые параметры объектов и оборудования;
• контролировать сроки и качество выполнения работ;
• отслеживать остаточный ресурс оборудования;
• графически отображать на схемах сетей различные режимы;
• автоматически формировать разнообразные отчеты;
• автоматически формировать исходные данные для комплекса расчетов режимов сетей.
Система расчета установившихся режимов IndorEngineer/Power предназначена для анализа текущих режимов, возможных послеаварийных ситуаций с оценкой вариантов резервирования питания, формирования оптимального разомкнутого графа сети, режимной оценки различных вариантов развития сетей, решения задачи введения режима в допустимую область по напряжению (рис. 6). Система ориентирована на сети от 0,4 до 500 кВ.
В состав системы входит база данных, наполняемая путем интерактивного графического изображения схемы и описания ее элементов с использованием справочников (рис. 7). Кроме того, возможно использование телеметрических данных.
Нагрузки моделируются:
• отборами активной и реактивной мощности;
• максимальными и минимальными токами;
• суточными графиками нагрузок мощности;
• статическими характеристиками мощности по напряжению.
Расчет может быть выполнен различными методами. Результаты расчета представляются в текстовом виде (рис. 8), а также на графическом изображении сети.
Уникальными особенностями системы являются:
• контроль выхода параметров за пределы существования режима;
• начальная ориентация и удержание искомых параметров в области физически реализуемого решения;
• формирование «траектории» перехода от исходного режима к рассчитываемому.
Программные продукты для дорожной отрасли
Компания «ИндорСофт» предлагает для дорожников целый комплекс программных продуктов для проектирования и управления транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. Основными продуктами являются система проектирования автомобильных дорог IndorCAD/Road и информационная система автомобильных дорог IndorInfo/Road. Первому из этих продуктов посвящена отдельная статья в настоящем номере журнала, поэтому кратко остановимся на втором продукте.
Система IndorInfo/Road предназначена для хранения всей информации по дорожной сети, начиная от осей трасс и слоев дорожной одежды и заканчивая описанием работ по содержанию, ремонту и связанных с ними документов, а также межевому делу. Система позволяет:
• оперативно получать графическую и атрибутивную информацию об автомобильных дорогах и инженерных объектах в любой части интересующей пользователя территории (города, района, региона);
• просматривать видеоинформацию, привязанную к пикетажу трассы, снятую с любого числа видеокамер (рис. 9);
• отслеживать дефекты, работы по содержанию и ремонтно-восстановительные работы; контролировать сроки и качество выполнения работ; отслеживать остаточный ресурс и стоимость объектов автомобильных дорог; предоставлять информацию для планирования работ по реконструкции и ремонту дорог;
• вести архив документов по всем объектам сети и по эксплуатационным событиям;
• автоматически формировать текущие документы и выходные формы отчетности, а также формировать исходные данные для различных расчетно-аналитических программ.
Клиентская часть системы предоставляет высокоуровневые средства для работы с объектами, организованными в виде дерева (рис. 10). Здесь отображаются титулы и составляющие их объекты: участки (линейно протяженные объекты, такие как участки обслуживания, прохождения по районам, участки проезжей части и т.п.), и точечные объекты, такие как дорожные знаки, автобусные остановки, водопропускные трубы и т.п.
Информационная система предусматривает ввод, хранение и обработку информации о жизненном цикле автомобильной дороги как совокупности данных об эксплуатационных событиях ее отдельных частей. В силу этого каждый объект и участок, описанный в информационной системе, может иметь описание произведенных с ним работ, выявленных дефектов, сделанных измерений и оценок, а также документов, описывающих выполненные действия.
Для каждого объекта ведется архив связанных с ним документов.
Результаты проектирования дороги в САПР IndorCAD/Road могут быть переданы в информационную систему. Туда же могут поступить результаты исполнительной съемки. В дальнейшем информационная система позволяет производить отображение спроектированных и реальных дорог на плане местности с использованием ГИС IndorGIS (рис. 11).