9 - 2003

Программные продукты «ИндорСофт»: комплексные решения

Алексей Скворцов

В настоящее время во всем мире идет активное внедрение в самые различные отрасли вычислительной техники для управления объектами, имеющими территориально распределенный характер. Компьютеры используются для управления земельными кадастрами и природными ресурсами, для проектирования и эксплуатации инженерных сетей и сооружений. При этом можно выделить несколько основных классов программных продуктов, применяемых для этих целей. Для управления земельными и природными ресурсами, объектами недвижимости наиболее часто используются геоинформационные системы (ГИС). Для управления инженерными сооружениями (электрическими и трубопроводными сетями, автомобильными дорогами и др.) обычно применяются системы автоматизированного проектирования (САПР) и различные специализированные чертежные системы. В то же время существует большой класс инженерных приложений, где требуются комбинированные возможности как ГИС, так и САПР. К тому же существующее в мире программное обеспечение не всегда может удовлетворить всю полноту требований пользователей.

Эти обстоятельства в свое время вдохновили сотрудников факультета информатики Томского государственного университета и кафедры электрических систем Томского политехнического университета к работе над интеграцией технологий ГИС и САПР. В дальнейшем, в 2003 году, эта группа объединилась с коллективом разработчиков САПР из инженерного дорожного центра «Индор» (г.Томск), образовав новую компанию ООО «ИндорСофт. Инженерные сети и дороги».

Основным направлением деятельности новой компании была определена разработка программных продуктов для автоматизации проектирования и эксплуатации широкого круга инженерных сетей и дорог (рис. 1).

В настоящее время в «ИндорСофте» ведется разработка трех базовых графических продуктов и нескольких линеек прикладных программ (рис. 2). К числу базовых относятся:

• IndorGIS 5.0 — универсальная геоинформационная система, ранее известная как ГИС

ГрафИн (рис. 3);

• IndorCAD 3.3 — универсальная система автоматизированного проектирования инженерных сетей и дорог, ранее известная как ReCAD 3.x;

• IndorDraw 3.3 — система подготовки чертежей, ранее известная как RoAD 3.x.

В основе всех этих графических продуктов заложена сходная идеология внутреннего построения, использован общий набор программных технологий и компонентов разработки.

На основе вышеперечисленных базовых программных продуктов в «ИндорСофте» ведется разработка различных линеек прикладных комплексов.

Линейка продуктов IndorInfo представляет собой семейство информационно-аналитических комплексов инженерных сетей и дорог, то есть оригинальную комбинацию гисовского и сапровского подходов. Графическая часть всех этих продуктов состоит из трех разделов:

• из плана местности с точной привязкой инженерных коммуникаций;

• плана местности с условно нанесенной на него оперативной схемой инженерной сети;

• оперативной схемы сети без привязки к местности.

Для всех этих графических разделов разработана единая атрибутивная база данных. Наличие трех различных видов представления инженерных сетей позволяет выбирать нужный способ представления в зависимости от характера возникающих задач. Так, первый раздел наиболее часто используется при согласовании проектов раскопок на местности. Второй и третий разделы применяются диспетчерами в процессе оперативного управления инженерными сетями.

Линейка IndorInfo включает продукты IndorInfo/Power для городских электрических сетей, IndorInfo/Water — для городских водопроводных сетей, IndorInfo/Sewerage — для городских сетей водоотведения, IndorInfo/Heat — для городских тепловых сетей, IndorInfo/Gas — для сетей газораспределения (рис. 4), IndorInfo/Road — для дорожных сетей.

IndorInfo/Plant, информационная система инженерных сетей промышленного предприятия, представляет собой наиболее сложный продукт из линейки IndorInfo, который по сути объединяет в себе все остальные информационные системы по электрическим, водопроводным, тепловым и другим сетям.

Линейка продуктов IndorCAD состоит из программ для проектирования объектов гражданского и транспортного строительства, в том числе автомобильных дорог, воздушных линий электропередачи, трубопроводов, генеральных планов. В настоящее время законченной является только система проектирования автомобильных дорог IndorCAD/Road, другие программы (система IndorCAD/Power для проектирования воздушных линий электропередачи, система IndorCAD/Pipeline для проектирования трубопроводов, система IndorCAD/Rail для проектирования железных дорог, система IndorCAD/Site для проектирования генеральных планов) находятся в стадии разработки, а их коммерческий выпуск планируется в ближайшее время.

Программные продукты для электроэнергетики

Для электроэнергетики компания «ИндорСофт» предлагает комплекс информационно-аналитических программных продуктов для проектирования и эксплуатации электрических сетей от 0,4 до 500 кВ.

Информационная система электрических сетей IndorInfo/Power предназначена для хранения всей информации по объектам и оборудованию электрических сетей, начиная от планов трасс и оперативных схем на местности и заканчивая описанием результатов осмотров, текущих и капитальных ремонтов и связанных с ними документов. Система позволяет:

• вести графическую и атрибутивную информацию по всем объектам электросетей;

• систематизировать на топографической основе информацию об объектах различных видов инженерных сетей, зданиях, сооружениях, дорогах, гидрологии, зонах затопления и т.д. (рис. 5);

• оперативно получать информацию об объектах электрических сетей в любой части территории;

• планировать работы по реконструкции и ремонту электрических сетей с учетом имеющихся коммуникаций;

• подробно отслеживать неисправности, регламентные и ремонтно-восстановительные работы, измеряемые параметры объектов и оборудования;

• контролировать сроки и качество выполнения работ;

• отслеживать остаточный ресурс оборудования;

• графически отображать на схемах сетей различные режимы;

• автоматически формировать разнообразные отчеты;

• автоматически формировать исходные данные для комплекса расчетов режимов сетей.

Система расчета установившихся режимов IndorEngineer/Power предназначена для анализа текущих режимов, возможных послеаварийных ситуаций с оценкой вариантов резервирования питания, формирования оптимального разомкнутого графа сети, режимной оценки различных вариантов развития сетей, решения задачи введения режима в допустимую область по напряжению (рис. 6). Система ориентирована на сети от 0,4 до 500 кВ.

В состав системы входит база данных, наполняемая путем интерактивного графического изображения схемы и описания ее элементов с использованием справочников (рис. 7). Кроме того, возможно использование телеметрических данных.

Нагрузки моделируются:

• отборами активной и реактивной мощности;

• максимальными и минимальными токами;

• суточными графиками нагрузок мощности;

• статическими характеристиками мощности по напряжению.

Расчет может быть выполнен различными методами. Результаты расчета представляются в текстовом виде (рис. 8), а также на графическом изображении сети.

Уникальными особенностями системы являются:

• контроль выхода параметров за пределы существования режима;

• начальная ориентация и удержание искомых параметров в области физически реализуемого решения;

• формирование «траектории» перехода от исходного режима к рассчитываемому.

Программные продукты для дорожной отрасли

Компания «ИндорСофт» предлагает для дорожников целый комплекс программных продуктов для проектирования и управления транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. Основными продуктами являются система проектирования автомобильных дорог IndorCAD/Road и информационная система автомобильных дорог IndorInfo/Road. Первому из этих продуктов посвящена отдельная статья в настоящем номере журнала, поэтому кратко остановимся на втором продукте.

Система IndorInfo/Road предназначена для хранения всей информации по дорожной сети, начиная от осей трасс и слоев дорожной одежды и заканчивая описанием работ по содержанию, ремонту и связанных с ними документов, а также межевому делу. Система позволяет:

• оперативно получать графическую и атрибутивную информацию об автомобильных дорогах и инженерных объектах в любой части интересующей пользователя территории (города, района, региона);

• просматривать видеоинформацию, привязанную к пикетажу трассы, снятую с любого числа видеокамер (рис. 9);

• отслеживать дефекты, работы по содержанию и ремонтно-восстановительные работы; контролировать сроки и качество выполнения работ; отслеживать остаточный ресурс и стоимость объектов автомобильных дорог; предоставлять информацию для планирования работ по реконструкции и ремонту дорог;

• вести архив документов по всем объектам сети и по эксплуатационным событиям;

• автоматически формировать текущие документы и выходные формы отчетности, а также формировать исходные данные для различных расчетно-аналитических программ.

Клиентская часть системы предоставляет высокоуровневые средства для работы с объектами, организованными в виде дерева (рис. 10). Здесь отображаются титулы и составляющие их объекты: участки (линейно протяженные объекты, такие как участки обслуживания, прохождения по районам, участки проезжей части и т.п.), и точечные объекты, такие как дорожные знаки, автобусные остановки, водопропускные трубы и т.п.

Информационная система предусматривает ввод, хранение и обработку информации о жизненном цикле автомобильной дороги как совокупности данных об эксплуатационных событиях ее отдельных частей. В силу этого каждый объект и участок, описанный в информационной системе, может иметь описание произведенных с ним работ, выявленных дефектов, сделанных измерений и оценок, а также документов, описывающих выполненные действия.

Для каждого объекта ведется архив связанных с ним документов.

Результаты проектирования дороги в САПР IndorCAD/Road могут быть переданы в информационную систему. Туда же могут поступить результаты исполнительной съемки. В дальнейшем информационная система позволяет производить отображение спроектированных и реальных дорог на плане местности с использованием ГИС IndorGIS (рис. 11).

«САПР и графика» 9'2003