9 - 2003

«ТехноПро» версии 7: технологическое ядро интегрированных комплексов на основе CALS

Часть 2. «ТехноПро» сохраняет опыт поколений

Андрей Лихачев, Александр Малтабар

Из этой статьи вы узнаете, как решить следующие задачи:

• как превратить текучесть кадров из минуса в плюс?

• как сократить необходимое количество работников?

• как эффективно использовать специалистов высокой квалификации?

• как уменьшить зависимость от высокооплачиваемых работников?

Настало время приоткрыть завесу тайны, скрывающую истоки создания комплекса технологического проектирования «ТехноПро» версии 7. Свойства нашего комплекса, не раз описанные на страницах «САПР и графики», представляют собой лишь вершину айсберга потенциальных возможностей системы «ТехноПро».

Многие спрашивают нас, почему мы столь упорно развиваем и пропагандируем средства автоматического проектирования технологии, в то время как остальные разработчики довольствуются моделированием труда технолога? Мы много раз указывали и объясняли одну из причин — обеспечение реальной интеграции с САПР конструирования. В этой статье мы назовем еще одну причину — это оптимизация кадровой политики предприятия.

Возможность снижения уровня требуемой квалификации пользователей-технологов была сформулирована основателями Группы «Вектор». Идея состояла в том, что наша система должна обеспечить накопление опыта технологического проектирования лучших специалистов предприятий с последующим использованием его в автоматическом режиме специалистами на уровне техника.

Для того чтобы понять разницу в подходах к технологическому проектированию, рассмотрим карьеру технолога с момента его прихода на предприятие и до того дня, как он его покинет. На рис. 1 показаны этапы становления специалиста-технолога с указанием средней продолжительности каждого этапа при отсутствии средств автоматизации проектирования.

Рис. 1. Традиционная карьера технолога на предприятии

 

После завершения учебного заведения молодому специалисту требуется до трех лет, чтобы освоиться на предприятии, еще 10 лет необходимо, чтобы набрать квалификацию, и после этого он сможет работать с максимальной отдачей и стать наставником молодежи. Чем более высококлассным специалистом становится человек, тем ближе он к моменту ухода с предприятия. Причины ухода могут быть различными, но для предприятия итог всегда одинаков: вместе со специалистом уходит его опыт и теряются затраты на его обучение.

Таким образом, характерные черты традиционного ручного проектирования следующие:

• результаты работы полностью зависят от квалификации специалиста;

• результаты работы накапливаются в виде бумажной документации;

• качество обучения молодых специалистов зависит от способностей наставника;

• требуется значительное время на освоение специфики предприятия;

• опыт и затраты на обучение теряются с уходом специалиста с предприятия.

В промышленности давно используются автоматизированные системы, возможности которых ограничиваются работой в диалоге с пользователем. Такое ограничение в методах проектирования устанавливает фиксированный потолок для роста производительности и качества проектирования. Рассмотрим это на примере рис. 2, где показана карьера технолога в случае применения на предприятии подобных систем.

Рис. 2. Карьера технолога в условиях применения диалоговых средств автоматизации

 

Что изменилось на этом рисунке по сравнению с предыдущим? Мы видим, что на каждом рабочем месте появился компьютер. Но парадокс заключается в том, что в составе и продолжительности этапов становления специалиста НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ! Специфика работы в этом случае ничем не отличаются от традиционного ручного проектирования. Изменяется лишь одна характеристика: результаты работы накапливаются в виде электронной документации.

Как и при традиционном ручном, при диалоговом проектировании после ухода специалиста остаются только результаты его труда — разработанные технологические процессы. Для того чтобы разобраться в том, из чего исходил специалист при проектировании той или иной технологии, необходимы значительное время и квалификация, отсутствующая у молодежи. Получается, что даже при наличии компьютеров на рабочих местах молодежь вынуждена осваивать специальность и изучать тонкости производства дедовскими методами.

Конечно, на рисунках приведены усредненные сроки этапов. Многое зависит от способностей работников: одни проходят начальные этапы быстрее, тогда как другие задерживаются на них навсегда. Как наиболее эффективно использовать потенциал первых, разгрузив их от неквалифицированной работы, и одновременно повысить возможности вторых? Ответ есть: применять «ТехноПро» для организации единой команды из специалистов с разными способностями и знаниями.

На рис. 3 показано, как изменяются карьера технолога и содержание его работы в условиях применения системы «ТехноПро», вобравшей в себя лучшие достижения автоматического, диалогового и полуавтоматического проектирования.

Последовательность и длительность этапов здесь существенно изменились. Придя на предприятие, молодой специалист попадает в единую команду, обучаясь на основе накопленного опыта, сохраняемого в базе «ТехноПро». Поэтому период, предшествующий началу его продуктивной работы, сокращается до нескольких месяцев по сравнению с несколькими годами.

Каждый специалист, даже не знакомый с компьютером, работая в единой команде, может заложить свой опыт в «ТехноПро», существенно упростив и ускорив свою работу.

Рис. 3. Карьера технолога в условиях применения системы «ТехноПро»

 

При аккумулировании опыта в базе «ТехноПро» появляется возможность унификации проектных решений, то есть можно закладывать оптимальные варианты, являющиеся плодом коллективных обсуждений, что позволяет эффективно управлять качеством проектирования.

Характерные черты проектирования с применением «ТехноПро» таковы:

• накопление опыта и знаний лучших специалистов предприятия и даже приглашенных на временную работу;

• результаты работы накапливаются в виде технологического опыта;

• качество работы перестает зависеть от конкретного работника;

• обучение молодых специалистов на основе накопленного опыта;

• для изучения специфики предприятия достаточно освоения системы;

• опыт и затраты на обучение остаются на предприятии после ухода специалиста;

• распространение новых, передовых технологий между предприятиями-партнерами осуществляется в виде баз технологического опыта.

Пока специалисты преклонного возраста не ушли с предприятия, есть возможность сохранить их опыт для будущего. Для этого даже не требуется обучать их работе с компьютером, достаточно применить правильное распределение ролей в команде, объединяющей их со специалистами, изучившими «ТехноПро».

Возможность работы технологов, не владеющих компьютером, и молодых специалистов в единой команде со специалистами, освоившими «ТехноПро», — уникальное свойство нашей системы.

Поскольку комплекс «ТехноПро» содержит много подсистем и количество их увеличивается, то описанные подходы охватывают и другие специальности, такие, например, как нормировщик, плановик.

Организация интегрированного комплекса предприятия с использованием «ТехноПро» в качестве ядра подготовки производства показана на рис. 4.

Рис. 4. Концепция интеграции

 

Какой бы набор систем ни использовался на предприятии или ни планировался к приобретению и внедрению, комплекс «ТехноПро» версии 7 обеспечит решение задач технологического проектирования и подготовки производства. Комплекс получает данные из CAD/CAM- и PDM-систем, а сводные технологические данные передает в АСУП/ERP и PDM.

Каждый, кто хочет ознакомиться с современными методами автоматизации технологического проектирования, может получить по почте или скачать из Интернета бесплатную учебную версию системы «ТехноПро». Для получения ее достаточно послать заявку по электронной почте vector@mai.ru или tehnoucheba@inbox.ru либо по адресу: 125367 Москва, а/я 38, Вектор.

Помимо самой системы в прилагающейся к ней документации представлены мультимедийные руководства пользователя, демонстрирующие в видеороликах многообразие методов проектирования, реализованных в «ТехноПро». Для ознакомления с применением «ТехноПро» в промышленных условиях имеются видеоролики и базы данных по проектированию технологии: механообработки, сборки, термообработки, штамповки, литья, нанесения покрытий, контроля, упаковки и многих других. Информация об этом размещена на сайтах www.sapr.net и www.cad.by.ru.

Мы не сомневаемся, что через месяц-другой после появления этой статьи многие разработчики заявят, что их системы тоже могут благотворно влиять на решение кадровой проблемы. С нашими публикациями так было уже не раз. Но реальности это не изменит, а комплекс подготовки производства «ТехноПро» откроет своим пользователям еще немало других возможностей.

«САПР и графика» 9'2003