10 - 2000

PS-Shoemaker — новинка в семействе Power Solution

Александр Рагулин

В мае текущего года на всемирной выставке SIMAC в Италии фирмой Delcam plc был анонсирован новый модуль семейства Power Solution — PS-Shoemaker. Появление такого продукта можно считать знаковым событием для фирмы, которая постепенно начинает расширять круг своих интересов. Если раньше ее программное обеспечение имело сугубо технологический характер, то теперь оно начинает претендовать на дизайнерский сектор рынка.

Еще одна особенность, которую стоит отметить: PS-Shoemaker — это четвертый коммерческий продукт (один из них — PS-Arm — рассматривался в № 6’2000), поставляемый Delcam и написанный на Visual Basic. Управление программными продуктами, открытыми через OLE Automation, позволяет не только быстро создавать приложения, ориентированные на вертикальные рынки, но и дает в руки обычных пользователей мощнейший инструмент для реализации их собственных потребностей. Созданию этих приложений будет повещена публикация в одном из следующих номеров журнала, а в данной статье мы подробнее остановимся на PS-Shoemaker.

Само название Shoemaker (сапожник) прямо указывает, что это приложение предназначено для обувной промышленности. Оно ориентировано на проектирование литых подошв и оснастки для их производства. Кроме того, в последнее время с вопросом производства такой оснастки сталкиваются и инструментальные производства, чьи традиционные задачи далеки от обувного бизнеса. Тому есть простое экономическое объяснение: легкая промышленность находится на подъеме, там крутятся «живые» деньги, а производство обувной оснастки (как правило, алюминиевой и к тому же многотиражной) является весьма лакомым куском.

Производство обуви как никакое другое имеет множество исторически сложившихся традиций. Классическое проектирование подошвы должно начинаться с модели колодки, но далеко не всегда заказчик располагает таковой. На практике обувщикам приходится сталкиваться с задачами и посложнее эскиза, приведенного на рис. 1.

Рассмотрим процесс проектирования подошвы. На рис. 2 показан набор исходных кривых, которые необходимы для начала работы с PS-Shoemaker. Кривая 1 представляет собой профиль следа, кривая 2 — профиль следа, или пресс-кант, кривые 4 и 5 оформляют низ подошвы.

Функция PS-Shoemaker, панель инструментов которого показана на рис. 3, позволяет наложить профиль следа на пресс-кант. Эта операция отличается от простого проецирования, так как для моделей с высоким каблуком проецирование приводит к заметному увеличению длины следа. Путем наложения и проецирования получаются базовые (рис. 3), являющиеся основой подошвы.

Следующий шаг — построение боковой части подошвы. Полной автоматизации этой задачи препятствует бесконечное многообразие возможных вариантов рисунка, но разработчики PS-Shoemaker постарались максимально облегчить эту задачу. Целых три функции задействованы для решения этой задачи: первая позволяет строить поверхности переменной толщины, вторая — автоматически расставлять плоские сечения по периметру базовых кривых (рис. 4), а третья — создавать по периметру боковой части «наплывы» заданных размеров. Результат работы этих функций представлен на рис. 5.

Вслед за боковой поверхностью строится рисунок подошвы. Он выполняется с помощью обычных средств моделирования PowerSHAPE — проецированием, созданием тела вытягивания, скруглением и булевым вычитанием. Посредством аналогичных операций наносятся и логотипы. Последовательное выполнение этих операций приводит к появлению трехмерной модели подошвы, показанной на рис. 6.

Итак, модель подошвы получена, но начинать проектирование оснастки еще рано, прежде необходимо получить размерный ряд. Тут на помощь приходят функции градирования. Заметим, что систем градации существует великое множество, поэтому в PS-Shoemaker наряду с американским, английским и французским стандартами градирования существует возможность создания собственного стандарта. В отдельную операцию вынесено зонное градирование, применяемое при градировании сапог. После создания размерного ряда (рис. 7) самое время приступить к проектированию оснастки.

Основная геометрическая особенность оснастки для литья подошв — наличие поднутрений. В зависимости от технологии изготовления пресс-формы меняется и ее конструкция — рис. 8 и 9 поясняют суть этого явления. Усложнив конструкцию формы и сделав ее составной, мы несколько уменьшим срок службы формы, но зато получим возможность изготовить ее на трехосевом оборудовании (рис. 10). Наличие парка многоосевого оборудования позволит изготовить монолитную форму (рис. 11), однако использование такого дорогостоящего оборудования может не лучшим образом сказаться на стоимости выполнения работ. Традиционным для обувной промышленности является изготовление форм литьем, для чего необходимо наличие модели подошвы. Для ее получения отградированная 3D-модель подошвы сразу передается на обработку в PowerMILL (рис. 12). Наличие указанного метода явилось поводом для создания еще одного варианта PS-Shoemaker — ShoeMaker for CopyCAD. Это программный продукт фирмы Delcam, работающий с данными сканирования. Такая связка позволяет отсканировать готовую подошву, градировать ее и направить на обработку в PowerMILL, не создавая поверхностной или твердотельной модели.

В заключение отметим, что мы рассмотрели лишь первую, сигнальную версию продукта. В перспективе планируется создать модуль проектирования каблуков и модуль автоматического проектирования пуансонов литьевых форм.

«САПР и графика» 10'2000