10 - 2002

КОМПАС-Автопроект: скорость и эффективность технологического проектирования

Андрей Андриченко

КОМПАС-Автопроект-Спецификации

Система управления базами данных в КОМПАС-Автопроект

КОМПАС-Автопроект-Спецификации

Задачи, связанные с ведением состава изделий, электронного архива технологий, и технологические модули, работающие с составом изделия (такие как расцеховка, формирование комплектовочных карт, подготовка сводных технологических отчетов и ведомостей, расчет материалоемкости и трудоемкости изготовления изделий в целом), выделены в подсистему КОМПАС-Автопроект-Спецификации. Центральное место в данной подсистеме занимает база данных конструкторско-технологических спецификаций (КТС), которая в технологической подготовке производства является прежде всего оглавлением архива разработанных технологических процессов (рис. 1). Состав изделий в КТС может быть импортирован из базы данных КОМПАС-Менеджер или из спецификаций КОМПАС-График. Если на предприятии используется собственная PDM-система, то функции КОМПАС-Автопроект-Спецификации могут быть переданы ей в полном объеме.

Технологу предоставлен удобный способ навигации по базе данных КТС в виде графической схемы взаимосвязанных объектов (см. рис. 1). Каждому объекту схемы соответствуют выборка из реляционной таблицы, выполненная по настраиваемому SQL-запросу; представление или хранимая процедура SQL-сервера, корректировка которых доступна пользователю с правами администратора. Обеспечивается свободное перемещение по схеме от объекта к объекту, с возможностью просматривать и редактировать любой элемент состава изделия. Каждый такой элемент, будь то сборочная единица, деталь, материал, имеет подчиненную таблицу «Файлы», записи которой содержат ссылки на документы, принадлежащие данному элементу и созданные в различных приложениях (графические, текстовые файлы, архивные технологии и т.д.; рис. 2). С каждым документом связана программа, зарегистрированная в базе данных подсистемы Спецификации, которая его создает и обрабатывает. Старт соответствующего приложения производится непосредственно из таблицы «Файлы».

В списке документов могут присутствовать ссылки на архивные технологические процессы различных видов производств. Существует специальное приложение, которое позволяет извлечь ТП из архива и поместить его в рабочее поле КОМПАС-Автопроект-Технология для просмотра и редактирования (см. рис. 2). При этом оригинал техпроцесса не меняется, а модифицированный ТП может быть возвращен обратно в архив под прежним или под новым именем, что, собственно, и обеспечивает режим проектирования по аналогу.

В отличие от электронного архива чертежей, информация, хранящаяся в каталогизированных технологических процессах, подлежит последующей переработке и передаче в систему управления производством. Поэтому в функции архиватора входит не только сохранение и извлечение технологий, но и первичная подготовка данных: выборка информации из ТП и приведение ее к единой структуре, удобной для последующей обработки.

Архиватор технологических процессов имеет развитой механизм опциональных настроек, позволяющий работать с любым типом ТП (штамповка, сварка и т.д.), вести журнал обращений к архиву технологий (сбор статистики), создавать резервные копии архивных ТП, определять месторасположение архива ТП (сервер или локальное рабочее место технолога), подготавливать данные о ТП для последующей передачи ERP-системам.

Подсистема КОМПАС-Автопроект-Спецификации, являющаяся по сути мини-PDM технолога, обладает дружественным интерфейсом, основанным на предоставлении пользователю различных графических схем навигации в базе данных КТС. Такие схемы могут быть разработаны самим пользователем с помощью специального программного модуля (рис. 3).

На рис. 4 представлена схема, реализующая многокритериальный поиск элементов состава изделия, в том числе и по коду детали, сформированному по ЕСКД и ТКД.

Организованное хранение разработанных технологических процессов (на основе базы данных КТС) позволяет кардинально корректировать любую информацию в архиве техпроцессов: анализировать технологии на предмет загруженности оборудования (рис. 5), определять количество специализированной оснастки, рассчитывать суммарную материалоемкость и трудоемкость изготовления изделий в целом.

Процедуры обработки КТС позволяют производить выборки деталей по принадлежности к изделиям, сборочным единицам, цехам изготовления и пр. На их основе формируются сводные нормы, заявки на материал, комплектующие карты и иные технологические документы. Реализованы процедуры, позволяющие коренным образом корректировать любую информацию в архиве техпроцессов, например заменять устаревшие ГОСТы оснастки. Все документы подготавливаются встроенным генератором отчетов в формате MS Excel. Документы могут иметь произвольную форму и настраиваться на специфику конкретного производства.

К базе данных КТС на уровне «Детали» подключена процедура расчета веса заготовки по заданной марке материала, по типу и размеру заготовки (рис. 6). Все необходимые для расчетов данные находятся в классификаторе материалов (рис. 7), доступ к которому осуществляется как из КОМПАС-Автопроект-Спецификации, так и из КОМПАС-Автопроект-Технология. Полный цифровой код материала, определяющий его технологическую характеристику, состоит из 11 знаков: код вида, группы, марки материала, типоразмера.

Формулы расчета черного веса, нормы расхода и т.д. зарегистрированы в базе данных системы и доступны для просмотра и корректировки. Пользователь может вносить изменения в алгоритмы расчета, используя зарезервированные переменные, стандартные математические операции и функции. Разбор формул осуществляется универсальным модулем, также задействованным в подсистеме расчета режимов резания.

В начало В начало

Система управления базами данных в КОМПАС-Автопроект

Система КОМПАС-Автопроект предоставляет удобную организацию баз данных и быстрый доступ к требуемой информации, обладает хорошо организованным диалоговым интерфейсом, обеспечивающим легкое и наглядное перемещение по всем базам данных. Приемы работы с БД идентичны, что упрощает процесс их сопровождения. Программа поддерживает диалоговый доступ к сведениям об оборудовании, инструментах, материалах и т.д. В любой момент эти данные могут быть выведены на экран, скорректированы или дополнены.

В информационном пространстве КОМПАС-Автопроект можно создавать новые информационные массивы, корректировать состав и размерность их полей. Взаимодействие между таблицами данных в системе построено на динамически формируемых SQL-запросах. Операторы SQL генерируются либо автоматически, либо по шаблону, заданному пользователем.

Работа с базами данных организована в архитектуре «клиент-сервер», что обеспечивает эффективную работу программного комплекса в сети и его неограниченную масштабируемость. В качестве SQL-серверов в КОМПАС-Автопроект могут использоваться InterBase, MS SQL Server, Oracle. Поддерживаются также форматы файлов СУБД Paradox, MS Access, FoxPro, Visual FoxPro, dBase. Имеющиеся у пользователя файлы этих форматов легко включаются в базу данных системы без изменения их месторасположения на диске или в сети. Данные могут располагаться как на локальных станциях, так и на серверах.

Одним из основных преимуществ КОМПАС-Автопроект является возможность модернизации системы без участия разработчика. Администратору, ответственному за сопровождение системы, доступны корректировка состава и структуры всех баз данных, настройка формы технологических документов, подключение новых программных модулей. Гибкость программного и информационного обеспечения позволяет быстро адаптировать систему к любым производственным условиям, а инструментальные средства системы обеспечивают разработку на ее основе пользовательских приложений.

САПР КОМПАС-Автопроект состоит из ядра системы и окружения прикладных задач. Основные функциональные режимы системы можно разделить на три группы: функции проектирования технологических процессов, ведения состава изделия (КТС) и управления базами данных (СУБД).

Основные функции подсистемы проектирования ТП:

  • автоматизированное проектирование технологических процессов основных видов производств;
  • автоматическое формирование гостированного комплекта технологической документации и документов произвольной формы в горизонтальном и вертикальном исполнении;
  • интеграция с КОМПАС-График — оперативный просмотр графики (чертежи деталей, инструментов, операционные эскизы, карты наладок и т.д.);
  • интеграция с КОМПАС-Менеджер — обмен данными о составе изделий;
  • возможность разработки сквозного ТП;
  • автоматическая нумерация технологических операций и переходов;
  • расчет режимов резания;
  • трудовое нормирование технологических операций;
  • возможность настройки образцов технологических документов;
  • перевод технологий на иностранный язык;
  • возможность разработки подсистем проектирования технологий для иных видов производств самим пользователем;
  • автоматизированное формирование кода детали в соответствии с ЕСКД и ТКД;
  • расчетные процедуры.

Основные функции КТС:

  • ведение базы данных конструкторско-технологических спецификаций;
  • архивация разработанных технологических процессов;
  • возможность оперативного просмотра архивных технологий;
  • формирование расцеховочного маршрута обработки детали;
  • возможность глобального анализа архивных технологий с передачей результатов в MRPII/ERP-системы;
  • кардинальная замена устаревших ГОСТов оснастки в архивных технологиях;
  • отслеживание применяемости элементов состава изделия;
  • процедура расчета черного веса детали;
  • автоматический поиск технологий по коду или по текстовому описанию детали и сборочной единицы;
  • формирование сводных технологических отчетов и ведомостей в формате MS Excel;
  • импорт состава изделия из КОМПАС-Менеджер;
  • импорт спецификации из КОМПАС-График;
  • формирование карты конструкторской спецификации в формате MS Excel;
  • архивация текущего комплекта технологических документов в архиве карт.

Основные функции СУБД:

  • организация иерархическо-реляционной связи информационных массивов;
  • навигация в базах данных по графическим схемам;
  • работа с SQL-серверами InterBase, Oracle, MS SQL Server;
  • работа с базами данных в форматах Paradox, MS Access, FoxPro, Visual FoxPro, dBase;
  • возможность структурной модификации любой БД;
  • возможность подключения новых информационных массивов;
  • возможность подключения к любому табличному полю справочного массива;
  • многостраничный режим доступа одновременно к нескольким базам данных;
  • возможность перестроения 3D-моделей в КОМПАС-3D по параметрам из базы данных КОМПАС-Автопроект;
  • различные виды отображения данных: таблица-слайд, таблица-дерево, таблица-комментарий;
  • возможность подключения пользовательских хранимых процедур SQL-серверов;
  • процедура поиска по критериям в любой базе данных;
  • поиск технологической оснастки в базах данных по изображениям;
  • экспорт данных из любой БД в текстовый формат или в формат файлов Excel;
  • механизмы регистрации пользователей и определения прав доступа к серверным БД, архивным ТП и режимам работы системы;
  • блокировка от несанкционированного доступа к защищенной базе данных;
  • возможность установки различных степеней защиты данных от изменений;
  • копирование, удаление, вставка записей — по одной записи и блоками;
  • сортировка, замена, просмотр, распечатка содержимого любого набора данных;
  • возможность настройки содержимого блоков основного меню системы;
  • возможность подключения к системе программных модулей, разработанных пользователем;
  • встроенный генератор отчетов;
  • настройка параметров системы с помощью файла конфигурации.

Функциональные возможности САПР КОМПАС-Автопроект обеспечивают решение широкого спектра технологических задач машиностроительных предприятий. Применение КОМПАС-Автопроект в составе интегрированного комплекса КОМПАС позволяет создать единое информационное пространство конструкторских и технологических служб заказчика, а также связать эти службы с подразделениями планирования и управления предприятием. Такое комплексное построение обеспечивает не только рост производительности труда и улучшение качества проектов в конструкторских и технологических подразделениях, но и общее повышение эффективности бизнес-процессов предприятия.

«САПР и графика» 10'2002