10 - 2002

Кадровая стратегия. Промышленность и вузы

Виктор Гартфельдер, Юрий Кузнецов

К концу 90-х годов отечественная промышленность стала постепенно оживать, но средний возраст инженерно-технических работников (ИТР) из-за отсутствия поступления молодых кадров значительно увеличился и, следовательно, спрос на квалифицированных специалистов должен неизбежно возрасти. Система вузовского обучения довольно инертна; бюджетного финансирования хватает только на поддержание жизненно важных функций вузов, поэтому для подготовки ИТР необходимо искать новые пути. На промышленных предприятиях г.Чебоксары сегодня сложилась ситуация, характерная, вероятно, для многих регионов России. Инженерный корпус большинства промышленных предприятий состоит почти наполовину из выпускников технических факультетов местного вуза (Чувашского государственного университета). Ждать притока молодых специалистов из других городов не приходится, поэтому выход один — интеграция потенциалов вузов и промышленности. Так возникла идея создания в вузе компьютерного центра, призванного осуществить опережающую подготовку молодых специалистов необходимого профиля и переподготовку специалистов действующих предприятий. Попутно в компьютерном центре планировалось организовать предпродажный испытательный полигон различных систем САПР.

Начинали мы с малого. В 1999 году при материальной поддержке предприятий мы оснастили один из кабинетов машиностроительного факультета шестью рабочими местами, оборудованными ПК. Следующим шагом стал выбор программного обеспечения. Нас, естественно, устраивали только те системы, которые потенциально могли бы заинтересовать большинство заводских потребителей и были бы им по карману. К рассмотрению было принято несколько доступных нам в то время систем: Pro/ENGINEER, T-FLEX, Solid Edge, Cimatron и КОМПАС. Мы оценивали эти системы по следующим критериям:

  • финансовые показатели фирмы-разработчика;
  • перспективность предложения и открытость для сотрудничества с вузами;
  • соотношение «цена/возможности»;
  • русификация системы;
  • параметризация и ассоциативность связей;
  • удобство использования;
  • наличие справочно-методической литературы или пособий.

После многих переговоров и консультаций мы остановили свой выбор на московской фирме АО «Топ Системы» (http://www.topsystems.ru/) и ее программном продукте T-FLEX. Эта система имела ряд преимуществ:

  • комплекс T-FLEX относится к системам среднего уровня и вполне удовлетворяет запросы большинства машиностроительных заводов;
  • фирма АО «Топ Системы» одной из первых реально оценила перспективы сотрудничества с вузами и продвижения своего программного продукта через систему подготовки молодых специалистов. Поэтому мы смогли практически бесплатно приобрести сетевую версию T-FLEX 2D и 3D на пять рабочих мест;
  • фирма АО «Топ Системы» стала ежегодно проводить на базе машиностроительного факультета семинары — презентации возможностей T-FLEX, на которые приглашаются специалисты многих предприятий и студенты старших курсов. Следует отметить высокую квалификацию и большой методический опыт специалистов фирмы АО «Топ Системы», проводящих эти семинары;
  • система T-FLEX разработана выпускниками СТАНКИНа, что позволило удачно соединить обширные познания и большой опыт в области программного обеспечения для реального производства;
  • фирма АО «Топ Системы» постоянно обновляет версии своего программного продукта в рамках технического сопровождения, то есть бесплатно, и оперативно реагирует на наши запросы.

Далее мы на конкурсной основе создали группу студентов, хорошо владеющих компьютерными технологиями. В это время на чебоксарском Заводе электроники и механики (ЗЭиМ) закупили десять рабочих мест T-FLEX для конструкторского отдела, и сразу обнаружился дефицит специалистов, знакомых с этой системой. Предыдущий опыт показал, что переподготовка конструкторов-«кульманщиков» не всегда эффективна: им приходится ломать некий психологический барьер и в результате процесс обучения постоянно тормозится. Вместе с руководством завода была разработана стратегия подготовки «критической массы» молодых специалистов — студентов последнего курса, энергичных, достаточно амбициозных, получивших полное разъяснение открывающихся перед ними перспектив. Этим студентам были подобраны темы дипломных проектов, основанные на реальных проблемах завода и требующие применения САПР-технологий. Силами заводских специалистов мы провели интенсивное первичное 2-недельное обучение основам T-FLEX. В стенах вуза студенты уже освоили AutoCAD, Visual BASIC, Access и некоторые другие элементы компьютерной грамотности, поэтому новая система была воспринята ими очень быстро. Дальнейшее углубление навыков проходило в форме консультаций и самообучения по «Руководству для пользователя». Основной упор делался на 2D-проектирование с освоением элементов 3D-проектирования.

Студенты очень быстро и успешно адаптировались к таким условиям; все они разработали свои дипломные проекты качественно и в срок, после чего получили приглашение в конструкторское бюро на уже знакомую им работу.

Пришедшие на завод молодые специалисты были разделены на две группы. В первой (более многочисленной) группе начинающие конструкторы-«компьютерщики» работали в паре с опытным конструктором-«кульманщиком» с обоюдной пользой. Во второй группе начинающие конструкторы-«компьютерщики» работали самостоятельно — они начали комплектовать библиотеку конструктивных элементов и стандартных изделий. Через некоторое время им была поручена разработка самостоятельного проекта. Создаваемая конструкция не была особенно сложной и состояла в основном из типовых деталей, но содержала в себе пространственно расположенные трубопроводы переменной (часто изменяемой) конфигурации и требовала кропотливых расчетов трехмерных размерных цепей. К тому же для завоевания предполагаемого рынка требовалось в сжатые сроки разработать несколько вариантов решения. При традиционном проектировании опытный конструктор-«кульманщик» действовал бы непродуктивно, затрачивая много времени на рутинную работу. Молодые конструкторы-«компьютерщики», создавшие библиотеку типовых деталей и конструктивных элементов, резко сократили трудоемкость рутинных операций, использовав освободившееся время на творческую работу — проектирование оригинальных деталей и составление сборок. На заводе, в свою очередь, была введена система материальных стимулов для тех, кто освоил CAD-систему и разрабатывает конструкторскую документацию в электронном виде. Молодые конструкторы начали работать не считаясь со временем, благодаря чему удалось значительно сократить срок проектирования и выиграть заказ.

В следующем году такая практика подготовки кадров была продолжена (с той разницей, что обучение T-FLEX проводилось уже в вузе) и новая группа конструкторов-«компьютерщиков» влилась в штат КБ. В настоящее время ситуация в КБ начала меняться качественно. «Критическая масса» конструкторов, владеющих компьютерным проектированием, достигнута. Характерно, что большинство профессионалов-«кульманщиков» безо всякого принуждения освоили T-FLEX и в настоящий момент в КБ осталось лишь несколько кульманов. Приходящие на завод работники сразу попадают в атмосферу CAD-проектирования. Скорость проектирования возросла, специалисты освободились от низкоквалифицированной работы и активно передают свой богатый опыт молодежи. Конструкторы-«компьютерщики» переходят на принципиально новую, перспективную методику проектирования — от твердотельной модели к плоской графике. Созданная единая сетевая библиотека параметрических моделей деталей, конструктивных элементов и стандартных изделий облегчает и ускоряет проектирование новой продукции. Предприятие ощутило реальную выгоду от новой кадровой политики, выразившуюся в ускорении сроков проектирования и повышении качества конструкторской документации. Следующий шаг — переход на компьютерное проектирование технологических процессов на базе системы «ТехноПро»  — прошел намного легче.

Подводя итоги нашей работы, хочется отметить, что от такого сотрудничества выигрывают все участники:

  • предприятие получило специалистов, адаптированных к условиям и задачам производства и владеющих технологиями компьютерного проектирования;
  • вуз получил дешевый, но полноценный программный продукт непосредственно от разработчика и материальную поддержку от промышленности;
  • дополнительно к базовой учебной программе студенты получили навыки компьютерного проектирования и возможность гарантированного трудоустройства на престижную и высокооплачиваемую должность;
  • фирма АО «Топ Системы» получила рекламу и обеспечила продвижение своего программного продукта на длительную перспективу. Пользователь, освоивший определенную систему, и в дальнейшем будет ориентироваться на нее и заказывать (при прочих равных условиях) знакомый программный продукт.

Сегодня данную модель сотрудничества с вузами приняли многие фирмы, работающие в сфере продвижения CAD/CAM/CAE/PDM-технологий. Свидетельством этого стал ряд предложений на проведение семинаров-презентаций своего программного продукта от разных компьютерных фирм. За таким сотрудничеством — будущее.

«САПР и графика» 10'2002