10 - 2003

Новые кадры в российском автопроме — повод для оптимизма

Олег Зыков

Многоуровневое внедрение

Пользователь становится партнером

Volvo называет лучших в России

Российская автомобильная промышленность, безусловно, нуждается в качественных изменениях, и здесь кадры решают если не все, то очень многое. Автопрому крайне необходимы молодые инженеры, ориентирующиеся в последних тенденциях развития информационных технологий и во всем многообразии специализированных программных средств. В связи с этим обратимся к практике работы базового для автопрома вуза — Московского государственного технического университета «МАМИ».

МГТУ «МАМИ» — крупнейшее высшее учебное заведение России, готовящее инженеров и научных работников для предприятий машино-, станко-, автомобиле- и тракторостроения, исследовательских центров, а также фирм, занимающихся проектированием, производством, экономикой, маркетингом, сервисом, диагностикой и технической эксплуатацией автомобилей, тракторов и различных технических и технологических систем машиностроения.

Более 50 тыс. специалистов для автомобилестроительной отрасли России и около 9 тыс. специалистов для зарубежных стран подготовил университет за 60 лет своего существования. Выпускники МГТУ «МАМИ» работают на ведущих предприятиях машиностроительного комплекса России, в том числе в АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», АМО «ЗИЛ», АО «ГАЗ», АО «Автодизель» (ЯМЗ), АО «МИЗ», АО «АТЭ-1», АО «Московский подшипник», АО «Шаболовский подшипник», ГНЦ РФ НАМИ, НИИТАвтопром, НИИАТ, НИЦИАМТ, НИКТИД, а также на предприятиях оборонного комплекса и многих других.

На рынке труда сегодня происходят значительные изменения. Еще совсем недавно руководство предприятий энергично искало управленцев, финансистов и юристов, хотя общеизвестно, что благополучие промышленности держится далеко не в последнюю очередь на конструкторах и технологах. Но теперь, кажется, лед тронулся: новой российской экономике опять потребовались инженерные кадры, о чем свидетельствует увеличение конкурса в технические вузы страны. МГТУ «МАМИ» старается гибко реагировать на потребности рынка: за последние 5 лет открыто 10 новых специальностей и 9 направлений. Для предприятий наличие квалифицированных инженеров является залогом конкурентоспособности, вследствие чего во многих вузах (и в том числе в МГТУ «МАМИ») введена в практику подготовка специалистов по заказам промышленных предприятий.

В учебный процесс МГТУ «МАМИ» постоянно внедряются новые, активные формы и методы обучения студентов, развивается самостоятельная работа учащихся, причем особое внимание уделяется информационным технологиям. В связи с этим выбор программных продуктов часто является самым сложным, поскольку ПО должно отвечать большому количеству требований, порой взаимоисключающих. По части систем автоматизированного проектирования университет свой выбор сделал несколько лет назад — базовым стал пакет программ КОМПАС компании АСКОН.

В начало В начало

Многоуровневое внедрение

Взаимоотношения МГТУ «МАМИ» и АСКОН начались уже давно. Что же побудило вуз выбрать российскую САПР и почему именно КОМПАС?

Говорит проректор по учебной работе МГТУ «МАМИ» Сергей Алексеевич Зайцев: «Причин для такого выбора было много. Прежде всего, эта система была рекомендована Министерством образования РФ, а компания-разработчик — АСКОН проводит целостную политику поддержки образования. К тому же в рыночных условиях вузу важна широта использования системы в промышленности, и КОМПАС полностью отвечает данному критерию — пользователями этой программы являются ведущие отраслевые предприятия: АвтоВАЗ, КамАЗ, ЛиАЗ и многие другие. Особо следует сказать о методическом обеспечении: великолепные материалы по САПР КОМПАС прошли апробацию в профессиональной среде, и на их базе подготовлено большое количество учебных пособий. Серьезным критерием является комплексность поставляемого ПО и возможность сквозной автоматизации, ведь такой подход сегодня используется на ведущих предприятиях и в холдингах в области машиностроения. Одним словом, предложение компании АСКОН оказалось вне конкуренции».

Упоминание об АвтоВАЗе не случайно: в 2002 году лидер российского автопрома оснастил очередные 300 автоматизированных рабочих мест программными продуктами КОМПАС, а общее количество используемых лицензий этой российской САПР превысило 550. Тесное сотрудничество российского автогиганта и компании АСКОН началось еще в 1997 году, и за прошедшее время программные продукты были апробированы на крупнейших производствах предприятия. Десятки сотрудников прошли обучение чертежно-конструкторской системе КОМПАС-График и получили возможность ознакомиться со всем комплектом программных продуктов компании АСКОН непосредственно на своих рабочих местах в процессе повседневного применения. С помощью ПО КОМПАС на предприятии было выполнено множество проектов, тысячи чертежей деталей и сборок.

Тщательный анализ результатов проделанных работ позволил сделать вывод о целесообразности использования пакета КОМПАС в качестве базовой чертежно-графической системы на ОАО «АвтоВАЗ». Сотрудничество АвтоВАЗа и компании АСКОН постоянно крепнет и развивается. Внедрение современных технологий конструирования и подготовки производства на базе лучших отечественных и зарубежных программных средств является одной из важнейших составляющих в повышении конкурентоспособности продукции российского автопрома, в сокращении цикла проектирования и запуска в производство, в снижении количества ошибок и потерь информации на всех этапах конструкторско-технологической подготовки производства.

МГТУ «МАМИ» входит в число поставщиков кадров для АвтоВАЗа. И тот факт, что российский автогигант получает уже владеющих системой КОМПАС работников, очень важен: предприятию не требуется затрачивать время и ресурсы для дополнительной подготовки специалистов.

«Благодаря правильному выбору ПО для учебного процесса, — считает С.А.Зайцев, — нам удалось обеспечить сквозной процесс освоения программного обеспечения. Изучение САПР начинается уже на первых курсах по дисциплине «Машинная графика», продолжается на курсовых проектах по таким предметам, как «Детали машин», «Теория машин и механизмов», «Технология автотракторостроения» и заканчивается на выпускающих кафедрах. Такой комплексный подход и позволяет решить нашу основную задачу — подготовку востребованных промышленностью кадров».

А теперь более подробно ознакомимся с практикой применения САПР на различных кафедрах в рамках курсов, разработанных ведущими преподавателями вуза. Несколько лет назад руководство МГТУ «МАМИ» задумалось о проблеме обеспечения стопроцентного использования вычислительной техники. Такое решение возникло не на пустом месте: в деканаты и на выпускающие кафедры постоянно обращались предприятия, которым требуются специалисты, умеющие использовать компьютер для выполнения чертежно-конструкторских работ, выполнения расчетов.

Заведующий кафедрой деталей машин и ПТУ Николай Петрович Баловнев отмечает: «Использование компьютерного проектирования позволяет избавиться от рутинной, нетворческой работы, предоставляет возможность многовариантной проработки проекта, например быстрой разработки трех-четырех конструкций и выбора оптимального варианта, что невозможно в бумажном проекте. При этом повышается качество работ, растет уровень подготовки, а это и требуется заказчикам».

Разработчики программного обеспечения постоянно предлагают новые модули. Выпуск таких средств, как библиотека электродвигателей, библиотека редукторов и справочник материалов, на порядок ускорили создание курсовых проектов по дисциплинам «Детали машин» и «Подъемно-транспортные устройства».

На кафедрах автомобилей и тракторов уже давно и весьма успешно используется КОМПАС. Заведующий кафедрой тракторов Валерий Михайлович Шарипов говорит: «Появление несколько лет назад программы КОМПАС-График на нашей кафедре вызвано несколькими причинами. КОМПАС является стандартом де-факто в отрасли. Тесное сотрудничество с предприятиями тракторной отрасли и военно-промышленного комплекса требует электронного документооборота, и система помогает в этом, поскольку она используется в качестве базовой системы на большинстве смежных нам предприятий. Наши студенты принимали участие в совместных работах с ФГУП НАТИ при разработке узлов и агрегатов нового перспективного колесного трактора класса 3 ВК-170, а совместно с 21 НИИИ (АТ) участвовали в разработке и модернизации конструкции многоцелевых гусеничных машин. Все графические документы были выполнены в КОМПАС-График.

На практике было оценено качество программы: интерфейс, поддержка ЕСКД, обширные базы стандартных изделий. Система эффективно решала специфические задачи за счет применения таких модулей, как КОМПАС-SHAFT Plus, КОМПАС-SPRING и т.д. Отмечу, что все учебники и методические пособия, разработанные на кафедре за последние годы, также проиллюстрированы чертежами и схемами, выполненными в КОМПАС. В новом учебнике «САПР в машиностроении» немалое внимание уделено использованию продуктов АСКОН».

Как уже было сказано, в вузе ведется активная работа по оснащению вычислительной техникой. Количество персональных компьютеров, совместимых с IBM PC, увеличено с 199 в 1992 году до 704 в 2003-м, введены в строй пять учебных компьютерных классов последнего поколения и класс компьютерной графики. В МГТУ «МАМИ» создана локальная вычислительная сеть, к которой подключены более 50 структурных подразделений университета.

Кафедра тракторов активно участвует в этих процессах, так как создание в университете локальной сети открывает новые возможности. «Шквал работ, выполненных в последнее время на компьютерах, буквально захлестнул нашу кафедру, и возникла серьезная проблема хранения и работы с этим объемом информации, — рассказывает В.М.Шарипов. — Создание единой базы данных было давней нашей мечтой и сейчас такая база создается с использованием программы КОМПАС-Менеджер. Наши преподаватели были обучены специалистами АСКОН особенностям ведения электронного архива и сейчас самостоятельно решают указанную задачу. Ознакомили нас и с вышедшим на рынок комплексом КОМПАС V6, базовой составляющей которого является система управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM. Эта система нас очень заинтересовала, и уже есть планы внедрить именно этот продукт».

Не отстает в темпах внедрения информационных технологий и кафедра автомобилей, где для САПР выделен специальный учебный класс, обучение системе проходит в рамках предмета «САПР в автомобилестроении». Ведет этот курс его основатель Юрий Витальевич Дементьев, который начал заниматься возможностями использования компьютеров при проектировании автомобилей еще в 80-х годах и сегодня является одним из авторов упомянутого учебника «САПР в машиностроении». «Главным критерием выбора САПР КОМПАС, — считает Ю.В.Дементьев, — был следующий: студентов нужно готовить к работе на той платформе, которая используется на крупнейших предприятиях отрасли. Приведу один характерный пример: во время недавней поездки с группой студентов на КамАЗ заводские конструкторы были приятно удивлены тем, что наши студенты хорошо знают программные продукты КОМПАС. В последний год я перешел с использования плоской графики на трехмерное проектирование. Это связано с тем, что, во-первых, это более перспективное направление, а во-вторых, к четвертому курсу, когда у студентов начинается преподавание предмета «САПР в автомобилестроении», их знания уже достаточны для того, чтобы преподавать им именно трехмерное, а не двумерное проектирование».

Пользователь становится партнером

Тесное сотрудничество МГТУ «МАМИ» и компании-разработчика подтолкнуло стороны к созданию в 2001 году на базе вуза авторизованного учебного центра АСКОН. Партнеры могут быть уверены друг в друге: высокая квалификация и многолетний опыт обучения и внедрения систем КОМПАС преподавателями вуза гарантирует высокое качество обучения. Распространенность и востребованность продуктов АСКОН рынком не оставит центр без работы, на обучение системам КОМПАС существует высокий устойчивый спрос.

Центр был организован на базе Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов автомобильной промышленности МГТУ «МАМИ». Кроме обучения, специалисты центра готовы предоставить свои услуги по установке и обслуживанию систем КОМПАС на рабочих местах предприятий. Совсем недавно центр ввел новые курсы: «PDM/PLM-технологии» и «Интегрированная работа в комплексе автоматизированных систем КОМПАС (КОМПАС-График, КОМПАС 3D, ЛОЦМАН:PLM)». Появление этих курсов вызвано все возрастающим интересом со стороны предприятий к внедрению электронного документооборота.

В заключение хотелось бы призвать российские вузы к внедрению такого же комплексного и обдуманного подхода при выборе и использовании систем САПР — тогда за нашу промышленность всем нам будет хоть немного спокойнее.

В начало В начало

«САПР и графика» 10'2003