Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2000

Управление цеховым складом как элементом системы ресурсосберегающей организации производства

Сергей Высочин, Евгений Фролов, Виталий Шаров

 

Требование международного стандарта ISO 9000: прозрачность производственного процесса — обязательное условие привлечения инвестиций на предприятие

Автоматизированная система управления внутрицеховым складом

Использование специализированной базы данных

Группирование единиц хранения

Связь с другими автоматизированными системами «ФОБОС»

Фиксация информации о выдаче со склада и приемке на склад

«Виртуальная» стеллажная карточка

Формирование сводных таблиц

Настройка интерфейса

Документирование результатов

Удаление устаревшей информации

Одним из важнейших условий привлечения инвестиций на отечественные промышленные предприятия является обязательное требование международного стандарта ISO 9000 по обеспечению прозрачности производства. Для практического решения этой задачи предлагается новый подход к организации «виртуального» цехового склада, управляемого в соответствии с текущим производственным расписанием. Этот подход впервые программно реализован в подсистеме «ФОБОС-ЦС» в составе известной российской системы оперативного планирования «ФОБОС».

Требование международного стандарта ISO 9000: прозрачность производственного процесса — обязательное условие привлечения инвестиций на предприятие

Проблема привлечения инвестиций в производство — не в отсутствии хороших проектов или заинтересованности перспективных партнеров, а в обеспечении гарантий и страховании рисков вложений в неустойчивую и инфляционную российскую экономику. Любой инвестор на первый план выдвигает требование защищенности инвестиций, в частности требует обеспечить прозрачность производственного процесса, а именно: контроль прохождения исполняемых производственных заказов, мониторинг материальных потоков и текущей экономической информации предприятия, обеспечение сохранности материальных ресурсов. Эти требования, сформулированные в международном стандарте ISO 9000, побуждают многих директоров заводов внедрять у себя как дорогостоящие комплексные ERP-системы управления предприятием, так и относительно дешевые специализированные системы управления отдельными производственными подразделениями. К последней группе программных продуктов относится и известная российская программа «ФОБОС» — интегрированная система технологической подготовки, оперативного календарного планирования и диспетчерского контроля.

О включенных в «ФОБОС» подсистемах технологической подготовки и оперативного планирования производства журнал «САПР и графика» не раз рассказывал своим читателям (№ 9’97, № 5, 10’98, № 1, 11’99, № 3, 5, 7’2000). Назначение указанных подсистем — внесение исходных технологических данных и последующее оптимальное планирование и диспетчерский контроль производства в цехе. Область применения — мелкосерийные и единичные производства. В настоящей статье дается краткое описание функциональных возможностей третьей входящей в «ФОБОС» подсистемы — автоматизированной подсистемы управления цеховым складом (см. также «Новые возможности системы «ФОБОС», в «САПР и графика» № 4’99).

в начало

в начало

Автоматизированная система управления внутрицеховым складом

Система оперативного управления внутрицеховым складом «ФОБОС — цеховой склад» («ФОБОС-ЦС») предназначена для автоматизации контроля движения материальных единиц внутри цеха. «ФОБОС-ЦС» рассматривает цех как динамический склад, то есть такой склад, где одни единицы хранения часто трансформируются в другие (например, в результате механообработки, сборки, плавки и прочих технологических или иных процессов). Функционируя как автоматизированное рабочее место кладовщика, данная система позволяет организовать компьютерный учет для внутрицеховой кладовой, а также оперативно формировать производственную документацию. Система способствует решению проблемы управления материальными потоками в реальном масштабе времени в рамках интегрированной системы «ФОБОС», что позволяет повысить эффективность организации производства, обеспечить сохранность материальных ресурсов, особенно на этапе производства изделий. Область применения «ФОБОС-ЦС» во взаимодействии с другими подсистемами «ФОБОС» схематически изображена на рис. 1.

«ФОБОС-ЦС» включает в себя подсистемы складского учета и контроля, настройки интерфейса, создания, редактирования и печати документации, а также специализированную базу данных и информационно-справочную подсистему. Ниже перечислены некоторые функциональные возможности системы.

в начало

в начало

Использование специализированной базы данных

Специализированная база данных «ФОБОС-ЦС» структурирована для хранения сведений о единицах хранения, информации о фактах выдачи или приемки, списков кладовщиков, рабочих, поставляющих и получающих организаций, сведений о материалах и вспомогательных данных. По каждой единице хранения в базу данных может быть занесено: название, группа, количество, вес и место на складе.

«ФОБОС-ЦС» позволяет одновременно использовать несколько баз данных. Поскольку одна база данных системы соответствует одному складу, то при помощи единственного компьютера может производиться контроль состояния нескольких реальных или виртуальных складов. Возможно также создание и использование резервных и архивных баз данных и сохранение резервных копий отдельных таблиц.

в начало

в начало

Группирование единиц хранения

Всего можно создать не менее 20 различных групп в каждой базе данных. Между рядом групп поддерживается иерархическая связь, например комплекты—детали—операции.

в начало

в начало

Связь с другими автоматизированными системами «ФОБОС»

Импорт сведений об изделиях, деталях, материалах и иных данных из систем оперативного планирования и технологической подготовки «ФОБОС» позволяет существенно ускорить ввод исходных данных.

в начало

в начало

Фиксация информации о выдаче со склада и приемке на склад

Как правило, на производстве существуют различные формы выдачи или приемки, которые могут производиться по различным документам и иметь определенные особенности. Так, в цеховую кладовую из-за пределов цеха по накладным поставляются литье, поковки и прокат, которые учитываются по количеству и весу; в механообработку выдаются по рабочим нарядам заготовки и полуфабрикаты, а учет ведется по количеству; за пределы цеха кладовая выдает по накладным готовые изделия, учет — также по количеству.

В «ФОБОС-ЦС» каждому действию по выдаче или приемке может соответствовать своя схема, состоящая из названия этого действия, названия документа, набора общих сведений, вносимых в документ, и набора групп единиц хранения. Для каждой группы, входящей в схему выдачи-приемки, определяется вид учета: по количеству, по весу или по количеству и весу одновременно.

Для любой схемы выдачи или приемки настраиваются индивидуальные диалоговые окна. Обязательным элементом всех диалогов этой группы является код документа, поскольку учет выдачи или приемки ведется в первую очередь по этому параметру. При осуществлении выдачи кладовщику может предлагаться новый уникальный код документа в формате, установленном при настройке системы. Например, для выдачи со склада по накладной могут предлагаться номера «№ 1», «№ 2», «№ 3» и т.д., а для выдачи по рабочему наряду «001», «002» и т.д. (рис. 2).

в начало

в начало

«Виртуальная» стеллажная карточка

В системе обеспечивается отслеживание всех действий по выдаче и приемке, а также всех изменений в количестве и весе выдаваемого, связанные с определенной единицей хранения. В стеллажной карточке в хронологическом порядке отражаются действия по вводу, выдаче, приемке и удалению, которые связаны с выбранной единицей хранения. Число «виртуальных» стеллажных карточек равно числу обрабатываемых деталесборочных единиц, умноженному на глубину их технологического маршрута. Процесс заполнения стеллажных карточек синхронизирован с имеющимся в цехе производственным расписанием.

в начало

в начало

Формирование сводных таблиц

Таблицы отражают действия на складе как в небольшие промежутки времени, так и за весь отчетный период. Например, таблица «История действий на складе» представляет собой полный список стандартных операций, повлекших изменение состояния склада. К стандартным операциям относятся ввод новых единиц хранения, выдача, приемка и удаление единиц хранения.

Использование встроенного модуля фильтрации данных и функции поиска строки позволяет ускорить просмотр сводных таблиц.

в начало

в начало

Настройка интерфейса

Настройка «ФОБОС-ЦС» применительно к условиям конкретного производства обеспечивается при помощи специальных таблиц и диалогов. Подсистема настройки интерфейса позволяет регулировать функциональные возможности и внешний вид большинства пользовательских окон. Благодаря этому «ФОБОС-ЦС» можно настроить на хранение данных о любых единицах складского хранения, задать названия и поля документов, по которым будет производиться выдача или приемка. При этом таблицы и ниспадающие списки можно настроить либо только на просмотр информации, либо на просмотр, ввод и редактирование данных (рис. 3).

в начало

в начало

Документирование результатов

С точки зрения обычного пользователя интерфейс встроенного в «ФОБОС-ЦС» универсального генератора отчетов «ФОБОС-Report» является набором диалоговых средств, позволяющих выбрать документ из списка, а затем просмотреть его на экране компьютера, распечатать или сохранить в виде одного или нескольких графических файлов. Вместе с тем для пользователей — программистов и наладчиков «ФОБОС-Report» предоставляет инструментарий, который позволяет визуально проектировать структуры документов, создавая проекты отчетов — программы, интерпретируемые генератором отчетов и служащие для генерации собственных высококачественных выходных документов.

Отчеты формируются на основе информации, содержащейся в базе данных системы, отражая при этом текущее состояние «ФОБОС-ЦС» (выбранные пользователем строки таблицы, введенные только что данные и т.д.). Кроме того, в отчет могут быть включены сведения из таблиц, находящихся вне текущей базы данных системы. С помощью «ФОБОС-Report» можно также формировать, анализировать и распечатывать отчеты, содержащие сводную информацию по текущему состоянию склада: суммировать количество и вес, фильтровать данные и т.д.

Следует отметить еще две особенности «ФОБОС-Report». Во-первых, документы, формируемые универсальным генератором отчетов, позволяют в ряде случаев просматривать данные в более удобном виде, чем это возможно с помощью других средств просмотра «ФОБОС-ЦС». Во-вторых, автоматизированные подсистемы технологической подготовки и оперативного управления интегрированной системы «ФОБОС» также обеспечивают документирование результатов работы при помощи «ФОБОС-Report» и имеют большую библиотеку проектов отчетов. Благодаря этому реализуется возможность переноса созданных моделей документов из одной подсистемы в другую.

в начало

в начало

Удаление устаревшей информации

Поскольку «ФОБОС-ЦС» хранит данные как о текущем количестве позиций на складе, так и о движении материальных единиц, случается, что сведения о выдачах и приемках, произведенных достаточно давно, уже не нужны. Это может произойти, например, после окончания плановой инвентаризации или в результате того, что с момента начала ввода данных прошло время, превышающее максимальное время выполнения заказа. В этом случае возникает необходимость корректного удаления части данных. Для решения проблемы предусмотрен специальный диалог, обеспечивающий ручное или автоматизированное (по выбранному критерию) удаление устаревших или неактуальных данных. Удаление информации позволяет оптимизировать базу данных «ФОБОС-ЦС» и упростить экспертную оценку движения материальных потоков.

***

«ФОБОС-ЦС» — эффективная система управления «виртуальным» цеховым складом, синхронизированная с существующим производственным расписанием. Она позволяет использовать все преимущества, предоставляемые оптимальным календарным планированием и внутрицеховым диспетчерским контролем. Являясь составной частью программы «ФОБОС», система осуществляет тщательный контроль материальных потоков в цехе, вследствие чего обеспечивается их сохранность. Несомненно, в условиях постоянного дефицита инвестиций руководителям российских предприятий необходимо широко внедрять такие ресурсосберегающие системы, обеспечивающие инвестиционную безопасность.

«САПР и графика» 11'2000

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557