11 - 2002

CATIA, Coca-Cola и другие

Анастасия Кузнецова, Евгений Лесников

Промышленный дизайн

Упаковка — часть бренда

Узнаваемые очертания

CATIA V5 — выбор Coca-Cola

Множество вариантов дизайна — быстрее, проще

Легкость в освоении

Правильный выбор инструмента для работы

Evian от Danone

Asahi Beer Pax

Не только тара и упаковка...

Промышленный дизайн

Помните ли вы, каким дефицитом были раньше Coca-Cola и Fanta? Эти напитки в необычных бутылочках являлись для граждан Советского Союза символом западного изобилия, а для их детей были желанным угощением. А помните, как появились первые баночные напитки? Это сейчас можно столкнуться с пренебрежительным отношением к баночному пиву, а некоторое время назад его авторитет был непререкаем. Постепенно дизайн бутылочек становился более изысканным, да и само слово «дизайн» как-то незаметно вошло в привычный обиход. Многие производители российских напитков начали создавать дизайн тары в собственном стиле. В России появились предприятия, специализирующиеся исключительно на дизайне. Потребность в дизайне не миновала и производителей технологической оснастки. От дизайна на бумаге они постепенно стали переходить к трехмерному компьютерному дизайну. Возникла необходимость обмена данными между дизайнером и конструктором, технологом. Обмен данными между разными системами зачастую сопряжен с целым рядом сложностей. В силу этого обстоятельства использование дизайнерских программ там, где требуется передавать результаты работы дизайнера на производство или на конструкторскую проработку, затруднено и имеет низкую эффективность. Идеальным вариантом для промышленного дизайна мог бы стать САПР высокого уровня, но, как правило, машиностроительные САПР не содержат специализированных функций для промышленного дизайна. Для дизайнера прежде всего необходим мощный набор функций для поверхностного моделирования. Продукты, у которых хорошо развит инструмент твердотельного моделирования, для серьезного промышленного дизайна подходят мало, поскольку сильно ограничивают возможности дизайнера по созданию различных геометрических форм. А как решают эту проблему известные производители всевозможных напитков, например вышеупомянутая фирма Coca-Cola?

В начало В начало

Упаковка — часть бренда

Более 230 брендов Coca-Cola — от широко известных Coke, Sprite, Fanta до местных разновидностей напитков (Inca Kola, Kapo и Thumbs Up) — продаются мировым лидером в производстве и продвижении безалкогольных напитков, концентратов и сиропов. Упаковка этих популярных напитков является важной частью их имиджа, то есть составной частью бренда. Ответственность за дизайн бутылок и баночек для Coca-Cola лежит на департаменте разработки и проектирования упаковки, расположенном в головном офисе компании в Атланте.

В начало В начало

Узнаваемые очертания

Так же хорошо, как и само название Coca-Cola, нам известна и бутылка для этого напитка. Ее мы можем распознать даже при отсутствии этикетки по хорошо очерченным специфическим контурам. И если о самом напитке написано уже достаточно много, то производство емкостей все еще остается для нас за кадром. А ведь речь идет о сложном комплексном процессе проектирования, производства и наполнения бутылки напитком перед ее появлением на рынке. Так, одна пол-литровая бутылка под Coca-Cola может иметь 50 различных вариаций дизайна по всему миру, что обусловлено возможностями производственных мощностей в каждой конкретной стране. Прибавьте к этому и различные маркетинговые нюансы, а также культурные различия и особенности каждой страны, и вы получите целое семейство различных бутылочек, которые хоть и отличаются друг от друга, но имеют общий прототип.

Дизайнер компании Coca-Cola Стерлинг Стюард (Sterling Steward), начальник отдела автоматизированного проектирования, говорит: «Некоторые из наших изделий являются сложными скульптурными поверхностями. Раньше стеклянные бутылки были достаточно округлыми, с простыми поверхностями. Сегодня мы склоняемся к более сложным поверхностям. Подход к упаковке стал более творческим: ведь это не просто контейнер для напитка — это часть имиджа. А это значит, что для проектирования и производства такой упаковки нам нужна система, позволяющая работать с поверхностями различной степени сложности. Мы должны иметь возможность создавать и производить в первую очередь контуры сложных поверхностей. Выпуклые и вогнутые поверхности, тисненые надписи и графика присутствуют теперь в большинстве пластиковых и стеклянных бутылок».

Что касается проектирования, то департамент разработки и проектирования упаковки долго искал систему, способную оперировать со сложными поверхностями и обеспечивающую возможность быстро вносить изменения в существующий дизайн. Когда департамент маркетинга рассматривает новый дизайн упаковки, ему необходимо анализировать и наполняемость бутылки: как она будет смотреться наполовину заполненной и заполненной на все 100%. С целью снижения издержек в процессе производства компания предпочитает моделировать наполненность бутылки в среде 3D. Таким образом, решение о производстве той или иной модификации бутылки принимается на основе трехмерной модели, что значительно сокращает затраты на производство опытных образцов бутылки.

В начало В начало

CATIA V5 — выбор Coca-Cola

Coca-Cola выбрала CATIA V5 от IBM на платформе Windows NT. Этот выбор обусловлен тем, что данная система является наиболее продуктивной и эффективной для решения поставленных задач. Стерлинг Стюард сообщил, что в течение последних 10-15 лет Coca-Cola увеличила свои дизайнерские мощности в три раза, не расширяя при этом штата. Дополнительным плюсом, склонившим чашу весов к этой системе, стал тот факт, что CATIA V5 работает на платформе Windows NT.

В начало В начало

Множество вариантов дизайна — быстрее, проще

CATIA V5 помогает департаменту разработки и проектирования упаковки компании Coca-Cola в достижении основной цели — добиться сокращения фазы проектирования, состоящей из моделирования, черчения и создания образа, что позволяет уделять больше времени созданию инновационных концепций упаковки. Используя Web-приложение, разработанное одним из бизнес-партнеров IBM, дизайнер может ввести основные параметры для проектирования (длина, диаметр, объем и др.) и быстро создать 3D-модель и чертежи к ней.

Ключом к этому является способность CATIA V5 к проектированию как с параметризацией, так и без таковой. Дизайнер Джон Варго (John Wargo) говорит о проектировании в CATIA V5, что возможность управлять параметрической моделью при помощи задаваемых параметров — это огромное преимущество для дизайнера. С CATIA V5 дизайнер может изменять базовую модель и создавать огромное количество вариаций в течение нескольких минут.

Coca-Cola выигрывает на рынке по сравнению с теми предприятиями, у которых автоматизирована малая часть проектирования, и особенно с теми, кто вовсе не применяет CAD-системы при создании дизайна упаковки: в этих компаниях процесс создания модели занимает много времени. Основой конкурентоспособности упаковки Coca-Cola является CATIA V5 — технология нового поколения, с открытой архитектурой, Web-доступом и возможностью написания скриптов.

В начало В начало

Легкость в освоении

Департамент разработки и проектирования упаковки выбрал CATIA V5 в качестве инструмента проектирования также и потому, что система оказалась легкой в освоении.

Джэй Гулиард (Jay Gouliard), директор департамента, говорит, что CATIA V5 — это система, которая совместима с теми, которые используют их поставщики и вендоры. А это значительно облегчает компании передачу данных и чертежей от вендоров к поставщикам или производителям бутылок.

В связи с возможностью внесения внутренних изменений как самой дизайн-группой, так и теми, кто в нее не входит, очень важно, чтобы эти изменения можно было вносить быстро. Легкость освоения CATIA V5 Джон Варго описал следующим образом: «Это весьма передовая программа. Иконки настолько продуманны, что легко догадаться, что они означают. И все эти функции оказываются именно теми, которые вам требовались. Для меня было достаточно просто научиться работать в CATIA V5».

В начало В начало

Правильный выбор инструмента для работы

Дизайн и производство бутылок для напитков — процесс гораздо более сложный, чем можно себе представить, ведь каждый год Coca-Cola создает сотни новых контейнеров. Стерлинг Стюард говорит, что благодаря появлению CATIA V5 компания Coca-Cola теперь отвечает всем требованиям рынка по проектированию бутылок.

Архитектура CATIA V5 помогает компаниям любых размеров, ориентированным на процесс производства, создавать изделия, используя цифровой макет продукта и возможности симуляции производственных процессов. CATIA V5 удовлетворяет всем необходимым требованиям, включая наличие стандартных библиотек элементов (каталоги деталей), проектирование сложных деталей из листового материала, гибридное моделирование, проектирование больших сборок и управление спецификацией. Сборки, поверхностные и твердотельные модели, создание чертежей оптимизируется за счет интеграции 2D- и 3D-геометрии.

В начало В начало

Evian от Danone

Наряду с Coca-Cola есть и другие производители напитков и тары, которые используют CATIA V5 для промышленного дизайна. Так, например, хорошо известная в России компания Danone является производителем минеральной воды Evian. Дизайн бутылок для этой воды разрабатывается в CATIA V5. Бутылки минеральной воды Evian является новым стандартом в дизайне упаковки для воды, разливаемой в пластиковые (ПЭТ) бутылки. Контуры бутылки напоминают очертания альпийских гор. Кроме необычных контуров у этой бутылки есть еще одна особенность: опустошив бутылку, ее можно компактно сложить (см. рис.), что позволяет уменьшить объем используемой тары, а это, в свою очередь, снижает расходы на утилизацию упаковки.

В начало В начало

Asahi Beer Pax

Недавно о приобретении CATIA V5 объявила Asahi Beer Pax — крупнейшая японская компания по производству пива и тары (пластиковых, стеклянных бутылок и банок). Компания планирует использовать CATIA V5 на переносных компьютерах от IBM (ThinkPad). Asahi Beer Pax будет использовать CATIA V5 для создания дизайна упаковки непосредственно на территории заказчика. Использование новой стратегии так называемого конкурентного маркетинга стало возможно с помощью решений от IBM и Dassault Systemes.

Конкурентный маркетинг — это революционная концепция, в соответствии с которой выпуск новых продуктов выполняется в течение нескольких месяцев. Согласно этой стратегии маркетинг нацелен на заказчиков уже начиная с самых ранних этапов планирования и концептуального дизайна изделий, для которых дизайн — один из важнейших элементов их продаваемости. Проектирование (разработка) самого продукта в этом случае начинается параллельно с работой по уточнению потребностей и возможностей заказчиков. Согласно новой бизнес-модели специалист по маркетингу и дизайнер берут ноутбук, на котором установлена CATIA V5, и приезжают непосредственно к заказчику, где на месте создают трехмерную модель, используя компьютерную графику для изменения модели в соответствии с производственными возможностями заказчика. В результате получается усовершенствованная модель, соответствующая производственным мощностям заказчика, что обеспечивает Asahi Beer Pax подтверждаемый клиентом заказ на продукцию, а заказчик получает полностью удовлетворяющий его продукт.

Asahi Beer Pax использует CATIA V5 в качестве своей новой 3D CAD-системы. Для осуществления качественной конкурентоспособной маркетинговой работы 3D CAD-система должна иметь простой интерфейс и быть многофункциональной. Система также должна обладать возможностями гибридного моделирования, совершения операций с поверхностями различной степени сложности, а также точного моделирования, результат которого может быть передан проектировщикам. Кроме того, система должна быть компактной и работать на портативном компьютере. CATIA V5 удовлетворяет всем перечисленным требованиям. Программа способна создавать высокореалистичные графические образы и абсолютно соответствует целям стратегии конкурентного маркетинга.

Кениши Мива (Kenichi Miwa), менеджер департамента информационных технологий компании Asahi Beer Pax, говорит: «С началом использования CATIA V5 наша компания стала первой в отрасли, которая способна осуществлять планирование и согласование дизайна и подтверждение заказов непосредственно на территории клиента, используя портативный компьютер. Я верю, что мы сможем создавать такие модели для обеспечения максимально полного удовлетворения потребностей наших заказчиков, сокращая время планирования и согласования проектов, адаптируя дизайн продукта под производственные мощности заказчиков на месте. Также за счет новых возможностей по трехмерному проектированию мы можем сократить время от концептуального дизайна до конечного производства бутылок, что является несомненным плюсом, поскольку уменьшает затраты по выводу товара на рынок».

В начало В начало

Не только тара и упаковка...

Очевидно, что промышленный дизайн — это неотъемлемая составляющая процесса создания изделия. Это значит, что инструмент дизайнера должен соответствовать уровню современного САПР и иметь с ним хорошую интеграцию. Еще лучше, если дизайнер, конструктор и технолог работают в единой программной среде. На примере крупнейших производителей напитков мы видим, как им удается соответствовать современным требованиям к промышленному дизайну при помощи CATIA V5. Мы рассказали лишь о производителях ПЭТ-тары, бутылок и банок, но есть также множество других известных компаний, которые используют CATIA для разработки дизайна собственных изделий. Так, например, CATIA задействуют такие производители ТНП, как IBM, Sony, Nikon, Pioneer, Sanyo, Panasonic, DeLonghi, Alpine, Elecrolux, производители инструмента Black&Decker и Metabo, производители игрушек Smoby, T.V.F. и Feber, известный производитель дорожных сумок Samsonite, производитель упаковки для известнейших парфюмерных компаний MAYET, производитель электрогитар Floyd Rose jams и т.д. CATIA — популярный программный продукт, широко применяющийся для создания дизайна различных ТНП.

Подготовлено по материалам IBM и Dassault Systemes.

«САПР и графика» 11'2002