11 - 2002

Rebis + Bentley = лидер мирового рынка проектирования промышленных предприятий

Николай Смирнов

Слухи о смерти AutoPLANT несколько преувеличены

Круче Bentley AutoPLANT теперь будут только горы на Марсе

Нужно ли менять коней на переправе?

Критерии выбора САПР проектирования промышленных предприятий

Возможности применения Bentley AutoPLANT в различных отраслях промышленности

   AutoPLANT в фармацевтической промышленности

   AutoPLANT в энергетике

   AutoPLANT в нефтяной и газовой промышленности

   AutoPLANT для проектирования в химической промышленности

   AutoPLANT в судостроении

   AutoPLANT для проектирования морских платформ по добыче нефти и газа

   AutoPLANT для математического моделирования прочностных задач

 

После публикации моих статей о возможностях программного обеспечения фирмы Rebis (теперь уже Bentley) я получаю много писем и мэйлов с вопросами как о возможностях программного обеспечения, так и о развитии программного обеспечения AutoPLANT в будущем. Постараюсь ответить кратко и по существу.

Слухи о смерти AutoPLANT несколько преувеличены

Начнем со слухов о будущем программного обеспечения — теперь уже Bentley AutoPLANT. Итак, некоторые недобросовестные конкуренты утверждают, что теперь, когда фирма Bentley купила Rebis, все программное обеспечение будет переведено на платформу Bentley Microstation, а разработки AutoPLANT для платформы AutoCAD фирмы Autodesk будут прекращены. Я могу понять таких «критиков»: если нет продаж, то они утешают фантазиями о кончине AutoPLANT и вроде жить становится легче. А какова ситуация на самом деле? Наши специалисты были на конференции Rebis — Bentley 7-8 октября сего года, где руководство фирмы Bentley объявило на правильном английском языке, что после слияния компаний их доля на рынке промышленного проектирования в мире составила ни много ни мало — целых 80%. Фирма Bentley собирается вкладывать средства в развитие мультиплатформной версии AutoPLANT под названием «Фуджияма» (об этом проекте я подробно писал некоторое время тому назад — полистайте ваши подшивки журнала «САПР и графика»). Что случится точно, так это прекращение работ над развитием Rebis OMNI-Series — набора приложений фирмы Rebis для платформы Microstation. Этому есть разумное объяснение: у Bentley есть свое аналогичное программное обеспечение для Microstation — PlantSpace. Таким образом, Bentley сегодня имеет в своем распоряжении лучшее программное обеспечение для платформы Microstation и лучшее программное обеспечение для проектирования промышленных объектов для платформы AutoCAD. И, как всякий грамотный капиталист, компания Bentley будет получать прибыль как с рынка Microstation, так и с рынка AutoCAD — великолепная реализация идеи о том, как заставить конкурента работать на себя.

В начало В начало

Круче Bentley AutoPLANT теперь будут только горы на Марсе

Много говорили и об изменениях в команде разработчиков AutoPLANT, о смене идеологии и, как следствие, об ухудшении качества программного обеспечения Bentley AutoPLANT. Хочу сразу обрадовать многочисленных пользователей и поклонников AutoPLANT: ничего с командой разработчиков Rebis AutoPLANT не произойдет и она в полном составе останется работать на Bentley; кроме того, в нее будут включены и специалисты фирмы Bentley. Всем, наверное, известно, что у этой фирмы имеются очень хорошие разработки в области визуализации трехмерных моделей, модули поиска и идентификации коллизий, программное обеспечение для организации публикации документации и чертежей, а также универсальная среда для организации коллективной работы над проектом и для управления проектной информацией ProjectWise — все это будет добавлено в AutoPLANT. В то же время в Bentley PlantSpace будут интегрированы соответствующие модули из AutoPLANT, которых у Bentley PlantSpace ранее не было. В итоге получатся два аналогичных законченных решения для проектирования промышленных объектов: одно для платформы AutoCAD, а другое для платформы Microstation. Просвещенный читатель скажет, что, мол, обещанного обычно три года ждут. Ничего подобного — новая версия программного обеспечения появится уже через шесть месяцев, одновременно с русской версией. У меня уже есть бета-версия этого программного продукта, а его возможности просто превзошли все мои ожидания. Когда будет официальное разрешение от Bentley, я вам подробно расскажу об этом программном продукте, а пока вернемся к текущей версии Bentley AutoPLANT.

В начало В начало

Нужно ли менять коней на переправе?

Хочется повториться еще раз: теперь Rebis AutoPLANT называется Bentley AutoPLANT, а модули программного обеспечения — Bentley AutoPIPE, Bentley Puls и т.д. Теперь во всех наименованиях слово Rebis заменено на Bentley, а Rebis и Bentley теперь одна компания, которой принадлежит около 80% рынка программного обеспечения для проектирования промышленных объектов. А что же стало с партнерами Rebis на территории России и стран СНГ? Да ничего, все по-прежнему работают, только теперь они называются авторизованными партнерами компании Bentley. Прежние партнеры фирмы Bentley продолжают продвигать на рынок программное обеспечение фирмы Bentley для платформы Microstation, а новые партнеры — станут продвигать приложения для платформы AutoCAD фирмы Autodesk. Одним словом, компания Bentley поступила мудро, дав возможность организациям заниматься тем, что у них хорошо получалось, расширив их конкурентные силы новыми разработками, которые интегрируются в настоящее время как в AutoPLANT, так и в PlantSpace. А насчет возможного каверзного вопроса о конкуренции внутри семьи Bentley — этого и быть не может! Поэтому давайте лучше продолжим разговор о Bentley AutoPLANT.

В начало В начало

Критерии выбора САПР проектирования промышленных предприятий

У всех, кто думает об использовании САПР, постоянно возникает много вопросов относительно эффективности использования САПР в различных областях науки и техники, о методах оценки эффективности и внедрения САПР, о критериях выбора системы и т.д. В повседневной жизни мы с удовольствием говорим о возможностях различных САПР для проектирования, хотя в первую очередь необходимо определиться именно с критериями выбора. Я попытаюсь обобщить доступную мне информацию и сформулировать некие правила, которые могут быть использованы любым специалистом при выборе САПР для проектирования.

Понятно, что приобретение САПР предполагает серьезные инвестиции, которые делаются в определенных случаях, для решения конкретных задач или выполнения работ. Это значит, что если вы задумались об автоматизации проектирования, то вы действительно грамотный специалист, вам это нужно и у вас есть соответствующие средства. Если круг решаемых задач определен, вы начинаете поиски программного обеспечения через специализированные журналы, выставки, конференции, рекламу и Интернет, всеми способами стараясь получить информацию о программном продукте, который делал бы именно то, что вам нужно. Но в итоге вы получите море информации о различных программных продуктах, причем все они окажутся самыми лучшими и современными в своей области, ведь именно так будет написано в рекламе. Чтобы не попасть впросак, вы пытаетесь разобраться, что вам подойдет, а что нет, запрашиваете демонстрационные компакт-диски, приглашаете специалистов-продавцов на презентации, встречаетесь с уже имеющимися пользователями этих программ, чтобы узнать о результатах их внедрения. Вы стараетесь решить, насколько полно этот программный продукт удовлетворит ваши текущие потребности в САПР для проектирования, делаете сравнение технических возможностей различных программ, параллельно получая информацию для оценки соотношений «цена/функциональность», «цена/производительность» и т.д. И наконец в вашем списке остается три-четыре программных продукта, хотя среди них может оказаться программа-однодневка, тупиковая ветвь в развитии САПР. Чтобы избежать подобной ошибки, следует обратить внимание на позиции этого продукта на рынке, в мировом профессиональном рейтинге программ в данной области инженерной деятельности, оценить возраст программного продукта, его зрелость, финансовые успехи фирмы-разработчика (благо что иностранные фирмы публикуют финансовые квартальные отчеты), посмотреть список бизнес-партнеров и инвесторов, покупателей, оценить косвенные признаки популярности программного продукта (например, упоминания о нем в прессе, публикациях других фирм и пр.). Одним из подтверждений надежности программного продукта служит регулярность обновления версий и публикация обновлений для ликвидации ошибок в программах. И в итоге ваш список будет состоять только из двух программных продуктов, одним из которых, надеюсь, будет Bentley AutoPLANT. А теперь наступает самый ответственный момент: вы должны выбрать программный продукт и заплатить деньги. Если вы ошиблись, то придется мучиться очень долго, пока не появится возможность поменять либо программный продукт, либо место работы. Но не отчаивайтесь — осталось только оценить состояние дел с двумя оставшимися программными продуктами в России. Надо обязательно выяснить, есть ли представители производителя в России и в вашем регионе, узнать реальное состояние локализации программного продукта, поддерживает ли он ЕСКД, имеются ли базы с элементами в соответствии с ГОСТ, каково состояние гарантийной и послегарантийной поддержки пользователей, существуют ли обучающие центры, легко ли продукт инсталлируется, запускается и работает. И, конечно, нужно выяснить количество реальных клиентов, работающих с этим программным обеспечением. Кроме того, нелишне поговорить с пользователями программы, чтобы узнать, как им работается, какие у них возникают проблемы при использовании программ, что им нравится и что не нравится. Если пользователь замучился с программой или с технической поддержкой, он никогда не скажет, что программа ему нравится. И вот когда вы получите максимум информации и все взвесите, настанет время сделать выбор, и я уверен, что это будет Bentley AutoPLANT.

Итак, результат долгого обсуждения критериев выбора САПР для проектирования можно свести к следующим правилам:

  1. Вначале надо оценить функциональность программного продукта и полноту решения ваших конкретных задач, то есть выяснить, делает ли программа то, что вам нужно.
  2. Чтобы оценить надежность вложения средств и быть уверенным в продолжении развития ПО, необходимо получить информацию о производителе и ознакомиться с его финансовыми отчетами, подробнее узнать об инвесторах, бизнес-партнерах и пользователях, оценить место программного продукта в мировом профессиональном рейтинге программ в данной области инженерной деятельности, а также учесть косвенные признаки, характеризующие программы и их производителей.
  3. И наконец, чтобы не осталось никакого сомнения в правильности своего выбора и возможности работы специалистов с программой, следует оценить степень локализации и адаптации программного обеспечения, уровень сервиса, обучения и технической поддержки пользователей в России и в вашем регионе, наличие сертифицированных и обученных представителей производителя данного программного обеспечения на российском рынке, их активность, побеседовать с инженерами, уже использующими эти программы. Если вас все устраивает, то программу можно покупать.

Конечно, можно долго спорить по поводу критериев выбора, но основные критерии выбора у вас уже есть. Теперь, если вдруг потребуется система промышленного проектирования, можно подходить к ней с вышеописанными правилами, а потом углубляться в изучение таких деталей, как возможность разработки собственных приложений или возможность модификации интерфейса. В противном случае нужно переходить к рассмотрению другой САПР в вашем списке. Буду рад, если эта методика, представляющая собой упрощенные принципы выбора, сэкономит ваше время. А теперь продолжим рассказ о возможностях и примерах использования Bentley AutoPLANT.

В начало В начало

Возможности применения Bentley AutoPLANT в различных отраслях промышленности

За прошедшие годы, за счет построения опытных образцов своих летательных аппаратов, поездов и заводов в виртуальном пространстве с помощью компьютера и средств САПР, ведущие производители сэкономили многие миллионы долларов и огромное количество рабочего времени. Это дало им возможность эффективно работать на рынке, значительно снизить себестоимость и сроки получения готовых серийных изделий заданного качества. Данный виртуально-реалистический процесс, также называемый пространственным моделированием, дает возможность производителям исследовать, проверять и даже осуществлять тестирование своих проектов в виртуальной среде с 3D-визуализацией как самой модели, так и результатов тестов. Выгода от применения САПР особенно заметна при разработке и изготовлении дорогостоящих опытных образцов, когда 90% испытаний этих образцов можно провести в виртуальном пространстве компьютера. За последние несколько лет потенциальные возможности трехмерного моделирования были признаны практически во всех отраслях промышленности и науки.

Далее мне хочется привести примеры того, как использование программного обеспечения фирмы Bentley (Rebis) и возможностей пространственного моделирования позволили сэкономить время и средства различным фирмам, занимающимся проектированием и производством изделий и технологий. В настоящей статье в качестве примеров использовались материалы из российской и иностранной прессы.

В начало В начало

AutoPLANT в фармацевтической промышленности

Компания ProFlow Modular Fluid Systems (США) проектирует и строит модульные интегрированные системы для жидкости и газа. Установки и системы, спроектированные фирмой, используются в целлюлозно-бумажной, косметической и фармацевтической отраслях промышленности. Большинство проектов, разработанных фирмой, включает системы управления, блоки регистрации данных, логические PLC-блоки и интерфейсные терминалы операторов. Во многих случаях эти системы интегрированы в системы распределенного управления более крупных компаний и корпораций.

Компанией ProFlow Modular Fluid Systems была разработана вакуумная система с жидкостным кольцом охлаждения, обеспечивающая точный контроль температуры газа и вакуума. Подобные системы применяются в процессах сушки и испарения для улавливания летучих растворителей и для создания вакуума в реакторах. Компоновка вакуумной системы с жидкостным кольцом должна была быть настолько компактной, а сроки настолько сжатыми, что для ее разработки фирме пришлось воспользоваться объектно-ориентированной программой трехмерного моделирования AutoPLANT фирмы Rebis Industrial Workgroup Software. В процессе работы была создана пространственная модель объекта, причем этот проект потребовал создания более 50 комплектов изометрических чертежей трубопроводов. Использование в процессе моделирования 3D-объектов технологии Reboids позволило устранить все серьезные ошибки проектировщиков еще на стадии работы над компьютерной пространственной моделью установки. Особая ценность при использовании пакета AutoPLANT заключалась в том, что после завершения проектирования заказчик изменил некоторые детали проекта касательно монтажа и наименования используемого оборудования. В течение двух дней проект был переработан, указанные изменения были учтены и добавлены, был подготовлен новый комплект рабочих чертежей и документации.

Использование объектно-ориентированных программ для проектирования промышленных объектов AutoPLANT позволило фирме ProFlow Моdular Fluid Systems сократить время проектирования вакуумной системы на 50% по сравнению со временем проектирования с использованием двумерных САПР типа электронного кульмана. Вследствие отсутствия серьезных ошибок на стадии монтажа установки компания сэкономила значительные средства.

В начало В начало

AutoPLANT в энергетике

Фирма Southern Company Еngineering является отделением компании Southern Company Services — крупного производителя электроэнергии в США. Для улучшения координации проектных работ руководство проектных подразделений решило представить всю станцию в виде трехмерной компьютерной модели с помощью соответствующей программы, выбранной в процессе длительного тестирования большого количества программного обеспечения для проектирования, распространенного на рынке США. В результате анализа наиболее подходящей оказалась программа AutoPLANT, которая является профессионально ориентированным приложением для AutoCAD и использует те же самые меню и то же графическое ядро для моделирования. Компания Southern Company Еngineering использовала пакет АutoPLANT для разработки проектов двух электростанций. В итоге две группы, один инженер-механик и один проектировщик разработали проект всей трубопроводной обвязки станций, включая изготовление 250 изометрических чертежей для каждой.

В начало В начало

AutoPLANT в нефтяной и газовой промышленности

Американская фирма ТРА предлагает на рынке проектных услуг широкий диапазон проектов, связанных с серой, по технологическим процессам, техническим средствам и обслуживанию. Компания разработала около 200 проектов установок обработки и регенерации серы, которые были внедрены во всем мире, и приступила к разработке нескольких новых проектов установок регенерации серы и систем управления. Основными задачами ТРА являются максимальное повышение производительности установок регенерации серы, минимизация выбросов и обеспечение высокой безопасности и качества технологических процессов при самых минимальных затратах.

Несколько лет назад фирма ТРА перешла на систему АutoCAD фирмы Аutodesk, Inc. в качестве основного пакета программ для проектирования, однако продолжала использовать обычные текстовые редакторы при создании текстовой документации, ведомостей материалов и спецификаций. После выполненного анализа имеющихся САПР, принимая во внимание требования своих клиентов, фирма ТРА выбрала для работы программу AutoPLANT, являющуюся профессиональным приложением к пакету программ AutoCAD. После внедрения указанного программного обеспечения фирма ТРА смогла сократить время разработки проектной документации для строительства установок регенерации серы, используемых на нефтеперерабатывающих заводах, с 8-12 недель приблизительно до 2-6 недель.

Inelectra — самая крупная проектно-конструкторская фирма в Венесуэле, специализирующаяся на проектировании и строительстве установок для нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических комплексов. Компания уже длительное время пользуется системой AutoCAD для разработки 2D-проектов. Наблюдающееся в последние годы устойчивое повышение сложности проектов заставило фирму ускорить принятие решения о переходе к работе с САПР с возможностями 3D-моделирования. После исследования множества различных приложений к АutoCAD, обеспечивающих автоматизированное проектирование трехмерных систем трубопроводов, компания выбрала пакет программ AutoPLANT для проектирования промышленных объектов.

Первым проектом, разработанным фирмой с использованием AutoPLANT, стал проект установки разделения газов, используемой для производства исходных материалов для изготовления олефинов (ненасыщенных углеводородов). Установка должна была быть построена на очень небольшой площадке, что требовало крайне плотной компоновки трубопроводов и оборудования. В ее состав входили 72 узла оборудования, включая теплообменники, воздухоохладители, разделительные колонны и 250 различных линий трубопроводов. Выделенная строительная площадка представляла собой прямоугольник с размерами приблизительно 120Ѕ50 м. Проектировщики Inelectra смогли продемонстрировать клиенту, как будет выглядеть проектируемая установка, и предложили внести изменения в расстановку оборудования, чего при традиционном способе проектирования они не смогли бы сделать до тех пор, пока не был построен хотя бы макет установки в масштабе. Использование 3D-моделирования с целью идентификации несанкционированных пересечений элементов и других коллизий на ранних этапах разработки проекта новой установки для разделения газов помогло компании значительно сократить затраты на строительство станции для заказчика — компании Pequiven, филиалу фирмы Petpoleos de Venesuela C.A. Проектировщикам фирмы Inelectra потребовалось около шести недель на обучение работе с полной линией программного обеспечения фирмы Rebis. И хотя из-за этого к проектированию они приступили позже, проект был завершен вовремя. Проектировщики Inelectra считают, что на разработку будущих проектов будет затрачиваться приблизительно на 20% меньше времени, чем это было ранее.

AutoPLANT для проектирования систем отопления, вентиляции и кондиционирования

Работа с 3D-моделью позволила одной крупной проектно-конструкторской фирме предотвратить несанкционированные пересечения трубопроводов и стальных конструкций в новом проекте котла, что позволило уменьшить стоимость строительства приблизительно на 10% по сравнению с двумерной технологией проектирования. Несанкционированные пересечения элементов, которые иногда не удавалось обнаружить в двумерных компоновочных чертежах, выявлялись и устранялись в полученной с помощью AutoPLANT 3D-модели до того, как они могли привести к дополнительным затратам на их устранение в процессе строительства. Кроме того, использование 3D-модели уменьшило цикл проектирования котла приблизительно на 20% по сравнению с обычным методом. При применении программных средств 2D-проектирования часто встречалось дублирование работ для создания различных изометрических чертежей. С помощью AutoPLANT проектировщики смогли моделировать всю установку сразу, а затем быстро и легко сгенерировать все требуемые чертежи. В результате оказалось, что за счет использования программных средств фирмы Rebis (Bentley) при разработке крупного проекта системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для казино Bally в Атлантик-Сити (шт. Нью-Джерси) не только на 25% сократилось время проектирования, но и снизились затраты при монтаже всей конструкции.

В начало В начало

AutoPLANT для проектирования в химической промышленности

Компания Сhematur Engineering (Швеция) начала разрабатывать свои проекты с использованием двумерной САПР еще в 1984 году, когда была приобретена система Intergraph IGD, а также соответствующее программное обеспечение для проектирования промышленных объектов. Хотя система позволяла разрабатывать 3D-проекты, менеджеры фирмы решили, что данная технология еще не вполне готова для практического использования. В 90-е годы фирма приняла стратегическое решение и перешла к использованию программного обеспечения фирмы Rebis (Bentley). Специалисты компании сделали этот выбор на основе соотношения «стоимость/возможности ПО». Сhematur Engineering включает в свой состав группу проектно-конструкторских фирм, основной деятельностью которых является экспертиза технологических процессов, поставка на химические предприятия оборудования и установок для производства взрывчатых веществ и ракетного топлива, изоцианатов, ароматических нитросоединений, этанола и производных, фармацевтических препаратов, установок абсорции и регенерации растворителей, утилизации летучих органических соединений, производства азотной кислоты, удобрений и перекиси водорода. Соответствующая технология и лицензионные соглашения с крупными химическими компаниями позволили разработать подробный план работ по технологическим процессам в химических производствах. Компания имеет филиалы в Атланте (шт. Джорджия, США), в Виндзоре (Англия) и в Бомбее (Индия) и подразделение сбыта продукции в Гонконге.

Используя программное обеспечение Rebis (Bentley), компания Сhematur Engineering смогла сократить время, необходимое для разработки проектов и строительства крупных объектов химических предприятий, на 25% за счет перехода с 2D- на 3D-метод проектирования. Основная экономия времени была достигнута за счет перехода на 3D-процесс проектирования, что позволило проектировщикам сразу разрабатывать трехмерную модель установки, а затем генерировать все необходимые рабочие чертежи и изометрии непосредственно из пространственной модели. Цикл монтажа и затраты на него тоже сократились, поскольку чертежи стали более понятными и более точными.

В начало В начало

AutoPLANT в судостроении

Более 75 лет компания Bender Shipbuilding (США) является ведущей фирмой, занимающейся строительством и ремонтом судов в районе Мексиканского залива. Фирма имеет стапели для строительства судов длиной более 7000 футов (213 м) с глубоким водоемом, а недавно были построены новые верфи и открытые портовые доки-бассейны и расширены сухие доки с несущей способностью свыше

24 тыс. т. Фирма строит различные типы судов, включая морские транспортные суда, рыбообрабатывающие траулеры, плавучие казино, экскурсионные суда, сейнеры для ловли тунца, а также буксиры.

В последние годы, используя при двумерном проектировании традиционные чертежные столы и кульманы, руководство компании стало задумываться о применении САПР, однако при этом сами методы черчения не претерпели заметных изменений. Конструкторы и проектировщики вычерчивали двумерные виды, сечения и подробные чертежи конструкций, вручную осуществляли проверку правильности и согласования данных в каждом чертеже. После изготовления таких чертежей другие проектировщики вычерчивали трубопроводные обвязки, потом разрывали отдельные линии для создания изометрий удобных размеров и далее для изготовления и вставки отдельных секций. Поскольку каждый чертеж изготавливался отдельно, многие участки судна вычерчивались много раз и чертежи не всегда согласовывались друг с другом. Подобные погрешности приводили к ошибкам при создании изометрий, в результате чего затрачивалось огромное количество времени на расчеты параметров пересечений трубопроводов и элементов конструкций, поскольку трубопроводы и элементы конструкции проектировались отдельно без объединения со всей конструкцией судна. Такой устаревший подход ограничивал возможности судостроителей, и проектировщикам часто приходилось посещать зону монтажа и объяснять на месте, что показано в чертежах. Нередко отсутствовало взаимопонимание между проектировщиками и строителями, в результате возникали ошибки, для исправления которых требовались переделки, затрачивались время и средства.

Фирма Bender Shipbuilding(USA) ознакомилась со множеством программных средств, прежде чем воспользовалась пакетом приложений AutoCAD и САПР для проектирования промышленных объектов AutoPLANT для моделирования трубопроводов и оборудования при проектировании судна. В процессе работы для проектирования судна использовались AutoPLANT в связке c ISOGEN. Проектировщики Bender Shipbuilding разделили модель всего морского транспортного судна длиной 220 футов на пять корпусных блоков и на четыре блока элементов конструкции, что позволило им выбрать приемлемую стратегию строительства судна. Разделение модели всего судна на отдельные блоки также позволило ускорить процесс проектирования, поскольку при таком подходе можно одновременно проектировать различные зоны и проектировщикам не требовалось постоянно переключать свое внимание с одной зоны на другую. В итоге качество проектирования и снижение его сроков положительно повлияло на процесс изготовления судна, а время изготовления и монтажа конструкции судна сократилось на 25%.

В начало В начало

AutoPLANT для проектирования морских платформ по добыче нефти и газа

Фирма EDG с помощью своих офисов, находящихся в различных регионах земного шара, предоставляет различным компаниям услуги в области проектирования и конструирования промышленных объектов в таких отраслях, как нефтегазовая, химическая, нефтеперерабатывающая и др. Компания EDG имеет возможность выполнять работы над проектом от его начала до завершения или работать над любой его частью, разрабатывать небольшие проекты по реконструкции или крупные и сложные проекты промышленных объектов, эксплуатируемых на суше и на море, в том числе на больших глубинах. Фирма EDG обладает опытом работы над различными проектами, связанными с управлением всем процессом разработки промышленных установок стоимостью во многие миллионы долларов даже в самых удаленных районах земного шара. Помимо предоставления консультационных услуг компания EDG разработала усиленные каркасные конструкции кессонов MANTIS I и MANTIS II, предназначенных для морских газовых и нефтяных платформ, которые представляют собой легкие, жесткие и легко устанавливаемые в рабочих зонах конструкции для работ на глубинах до 250 футов. Кессоны изготовлены из обычных материалов с использованием традиционных заводских методов изготовления. В конструкциях применены новейшие технические решения и предусмотрены меры для обеспечения безопасности обслуживающего персонала. Конструкция кессонов MANTIS была проверена в штормовых условиях, причем особое внимание уделялось выживанию обслуживающего морские объекты экипажа. Многолетний опыт работы фирмы EDG позволяет уверенно говорить о важности создания моделей промышленных объектов в трехмерной проектной среде. В качестве программ для ПК, используемых для разработки проектов, специалисты фирмы EDG выбрали программное обеспечение AutoPLANT, поскольку оно, по мнению специалистов этой компании, является наилучшим среди подобных пакетов. Кроме того, AutoPLANT работает и как приложение к системе AutoCAD, которую уже долгое время применяют специалисты EDG, Inc.

После внедрения AutoPLANT в качестве проектной среды оказалось, что специалисты EDG затрачивают меньше времени и усилий, работая в AutoPLANT, по сравнению с разработкой аналогичных проектов с использованием программ на рабочих станциях. К тому же затраты на приобретение этих программ, а также на оборудование оказались значительно ниже. Поскольку AutoPLANT имеет модульную структуру, то пользователи имеют возможность приобретать различные модули AutoPLANT отдельно, в то время как при использовании аналогичных программ других фирм требуется покупать весь пакет или хотя бы необходимую совокупность базовых модулей и специализированных модулей. По оценкам экспертов EDG, при покупке необходимого для работы набора программ стоимость модулей AutoPLANT в комплекте с AutoCAD оказалась в три раза меньше аналогичного набора программ, используемых на рабочих станциях.

Еще одна причина, по которой был выбран AutoPLANT, — это простота и легкость в освоении программ, что существенно сокращает сроки и затраты на обучение инженерного персонала компании. Компания EDG установила, что проектировщики значительно быстрее могут научиться работать с AutoPLANT главным образом потому, что им требуется освоить только модуль, связанный с их профессией, а не все программные модули для проектирования, входящие в состав AutoPLANT.

Использование программного обеспечения AutoPLANT, предназначенного для проектирования промышленных объектов, позволило фирме EDG завершить проект реконструкции двух газовых платформ компании Shell и перейти от бурильных работ к эксплуатации газовых скважин на месяц раньше запланированного срока. Кроме того, сокращение сроков выполнения проектно-конструкторских работ и досрочное начало эксплуатации скважин позволило заказчику сэкономить более 70 тыс. долл. Хотелось бы также отметить, что значительная экономия времени была получена на первых этапах разработки проекта, поскольку любое изменение в проекте делалось и согласовывалось буквально в течение нескольких часов. Использование модуля AutoPLANT Piping 3D для проектирования обвязок трубопроводами позволило прокладывать линии трубопроводов быстрее и удобнее. Существенное сокращение затрат на разработку проекта было связано с тем, что фирма EDG смогла снизить расходы на выполнение проектных работ на 10 долл. в час, поскольку в проекте на стадии компьютерного моделирования были устранены многие ошибки и несоответствия, которые прежде выявлялись на стадии монтажа конструкции.

В начало В начало

AutoPLANT для математического моделирования прочностных задач

ОАО «Гипровостокнефть» приобрело программу AutoPIPE фирмы Rebis (Bentley) для исследования прочности как надземных, так и подземных трубопроводных систем. В AutoPIPE решение проводится методом конечных элементов с использованием итерационного процесса. При этом учитывается нелинейность поведения грунта и опорных устройств. Специалистами компании «Гипровостокнефть» было рассчитано более десяти различных трубопроводных систем, а также была исследована прочность участка нефтепровода в районе перехода через крупное водное препятствие. Особенностью данной подземной системы является ее значительная протяженность (26 км) и большое разнообразие грунтов (в том числе водонасыщенных) на рассматриваемом участке трассы. Для предотвращения всплытия трубопровода были применены пригрузы, которые моделировались распределенной нагрузкой. Был проведен расчет двух параллельных газопроводов Зайкино — Староалександровка и Оренбург — Самара в районе узла учета товарного газа. Эти газопроводы являются подземными, за исключением небольшого участка в месте узла учета. Сложности возникли в связи с переносом запроектированного ранее узла учета и

усложнением геометрии трубопровода. Были рассчитаны модели водопроводов, сооружаемых на время проведения очистных мероприятий на нефтепроводе. Особенность данного расчета состояла в необходимости моделировать трубопроводы, лежащие на земле, а не под землей и не на опорах. В этом случае жесткость грунта в направлении вверх полагалась равной нулю, а в продольном и поперечном горизонтальных направлениях грунт считался идеальным жестко-пластическим; при этом предельное значение силы сопротивления моделировало трение трубы о грунт.

Продолжение следует.

«САПР и графика» 11'2002