Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2003

«ЛОЦМАН СПДС» — фарватер для строителя

Татьяна Дорн

«Приморгражданпроект»

В 2003 году компания АСКОН представила новый программный комплекс КОМПАС V6, центральным модулем которого является ЛОЦМАН:PLM — система управления инженерными данными. Сегодня разговор пойдет об одном из аспектов работы системы ЛОЦМАН, то есть о возможности ее использования в строительной отрасли.

Строительство относится к тем областям производственной деятельности, продукция которых будет иметь спрос всегда. Подобно другим отраслям индустрии, оно переживает спады и подъемы, подвергается влиянию модных веяний и проваливается в экономические ямы. После эпохи стихийной компьютеризации для проектных и эксплуатационных строительных организаций наряду с машиностроительной отраслью наступила эра осознания необходимости комплексного подхода к процессам разработки и сопровождения технической документации и к управлению этими процессами.

В настоящее время на рынке программного обеспечения существует большое количество систем класса PDM/Workflow, предназначенных для управления информационными потоками предприятий. Хотя такие системы и обладают возможностью гибкой настройки, значительная их часть ориентирована на машиностроение и его стандарты. Потребности строительных организаций не всегда легко укладываются в существующие здесь рамки.

В этих условиях компания АСКОН предлагает своим клиентам воспользоваться системой «ЛОЦМАН СПДС»1 . Данная разработка предназначена для управления проектными данными и электронным архивом документов в строительных проектных организациях. Структура данных построена в соответствии с требованиями нормативных документов ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации» и СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Известно, что в границах действующих отраслевых нормативов каждое предприятие или организация имеет свою специфику работы. Это касается, например, наименования и нумерации объектов, принятой схемы выдачи и проверки заданий, организации труда. С учетом этого ЛОЦМАН:PLM предлагает своим пользователям базовую настройку СПДС. Ее можно сравнительно быстро и не прибегая к приемам программирования преобразовать с учетом всех нюансов, свойственных конкретному рабочему процессу.

Базовая конфигурация СПДС представляет собой совокупность метаданных: пользователей, типов объектов и документов, их возможных свойств, состояний, признаков и взаимосвязей. Набор метаданных обусловливает структуру регламентированных стандартами отрасли данных, которыми будут оперировать пользователи, таких, например, как объект строительства, раздел, стадия, подрядчик, разрешение на изменение и т.д.

Базовая настройка может быть адаптирована к потребностям конкретной организации посредством модуля «ЛОЦМАН Конфигуратор».

«Конфигуратор» — инструмент, при помощи которого можно редактировать набор метаданных. Чаще всего адаптация структуры данных сводится к добавлению атрибутов типа «Текст», «Дата», «Изображение», к указанию типов файлов, которые могут быть связаны с документами, или к вводу дополнительных состояний объектов и документов. Процесс настройки конфигурации базы данных прост и нагляден.

В «Конфигураторе» можно создать связь между атрибутом объекта и внешним источником данных (бизнес-объектом). В качестве такого бизнес-объекта может использоваться, например, справочник материалов или сортаментов, справочник организаций-подрядчиков и т.д. Внешним источником данных может быть и база данных, которая уже ведется в организации. Этим обеспечивается преемственность ранее накопленной информации при переходе на «ЛОЦМАН СПДС».

В модуле «ЛОЦМАН Конфигуратор» формируется набор правил, который будет определять возможные варианты перевода документации из одного состояния в другое. Для каждого состояния задается список возможных предыдущих и последующих состояний. Этим достигается соблюдение последовательности изменений статуса документации на протяжении всего ее жизненного цикла.

В «Конфигураторе» первоначально определяется политика безопасности при работе в многопользовательском режиме — разграничиваются права доступа групп пользователей к типам объектов, типам документов и состояниям. В частности, при установке конфигурации можно создать группы пользователей с условными названиями «ГИП» и «Проектировщики». В группу «ГИП» можно включить главных инженеров проектов, в группу «Проектировщики» — сотрудников отделов и мастерских. Затем можно определить участникам группы «ГИП» максимальные права доступа к проектной и архивной документации, а участникам группы «Проектировщики» дать полный доступ к проектной документации и право просмотра архивных данных. Следует отметить, что эти права доступа можно директивно переопределить при работе с базой данных в модуле «ЛОЦМАН Клиент», однако для этого тоже нужно обладать соответствующими правами, определенными в «Конфигураторе».

В системе ЛОЦМАН можно работать с базами данных, имеющими различную структуру. Вы можете в одной базе хранить проектную документацию, в другой — информацию о коммерческих связях организации, в третьей — данные о кадрах.

После адаптации системы к требованиям организации на рабочие места пользователей устанавливается основной рабочий модуль системы «ЛОЦМАН Клиент». С его помощью специалисты получат доступ к общим базам данных и смогут, в соответствии с отведенными им правами, создавать, хранить, обрабатывать электронные документы, а также формировать из них составы проектов на всех предпроектных и проектных стадиях разработки.

В условиях коллективной работы функции персонала будут разграничены в соответствии с принадлежностью специалистов к той или иной группе пользователей. Например, проектировщики будут выполнять комплекс проектировочных работ, архивариус — вести архив и отслеживать перевод документации из одного состояния в другое, главные инженеры проекта — контролировать ход процесса разработки и соблюдение сроков выполнения заданий.

В «ЛОЦМАН СПДС» архитектура меню команд, предназначенных для управления объектами строительной настройки, организована таким образом, чтобы исключить ошибки при создании структуры проекта. Для каждого проекта, стадии, раздела доступны только те команды, выполнение которых не приведет к нарушению стандартного состава документации.

В то же время при вводе составляющих проекта разработчику предлагается список объектов, которые могут составлять типовую структуру. Например, при создании стадии «Проект» пользователю выдается список разделов и объектов, которые могут входить в эту стадию.

При работе с ЛОЦМАН СПДС можно формировать электронный архив как непосредственно во время разработки проектной документации, так и путем создания комплектов из уже существующих документов.

Каждому документу могут быть сопоставлены файлы, созданные при помощи различных программ — КОМПАС-График, AutoCAD, ArchiCAD, Acrobat, Microsoft Office, а также сканированные копии подлинников и т.д.

Информация, которая хранится в базе данных, отображается в клиентском приложении в виде дерева. Оно содержит проекты и заказы (объекты строительства), стадии, разделы, альбомы чертежей и т.д. В главном рабочем окне программы пользователь может получить полный спектр информации о любом выбранном элементе дерева.

На этапе проектирования пользователи могут управлять структурой проектов и заказов (объектов строительства), документами и файлами.

В «ЛОЦМАН СПДС» существует модуль отчетов, с помощью которого можно формировать наборы объектов, удовлетворяющие заданным условиям, показывать их связи, атрибуты, состояния, документы. Это могут быть всевозможные ведомости (например, основных комплектов и рабочих чертежей), списки (список объектов строительства, список заказчиков), составы и т.д.

Выбор может осуществляться в рамках базы, отдельного объекта, набора объектов. Полученные отчеты можно редактировать, распечатывать, сохранять их в виде файлов.

Все изменения вносятся в состав и свойства проекта (объекта строительства) вне базы данных. Копия редактируемого объекта поступает в распоряжение пользователя; доступ остальных пользователей к самому объекту в базе данных ограничивается просмотром. По окончании редактирования объект (документ) возвращается в базу данных в измененном или в исходном виде. В первом случае его можно сохранить либо в виде текущей версии (заменив старый объект), либо в виде новой версии. Во втором случае изменения не сохраняются. Таким образом, максимально обеспечивается целостность информации, и при использовании механизма версионности сохраняется хронология изменения объектов (документов).

Для хранения документов в составе проектных и предпроектных стадий, а также в составе проектной документации на сооружение используется объект «Альбом чертежей».

Здесь нам хотелось бы отметить, что при формировании структуры объекта строительства система помогает пользователю соблюдать единообразное типовое обозначение этих объектов, а при создании основного комплекта и альбома чертежей — выбрать марку и наименование вводимого объекта.

После завершения этапа проектирования рабочая документация сдается в архив. Входящие в нее документы и объекты переводятся в состояние «Архивный» и становятся недоступными для изменений.

Чтобы взять архивную документацию на редактирование, необходимо получить разрешение на изменение. Такое разрешение соответствующим образом регистрируется и согласовывается с отвечающими за это специалистами.

После оформления разрешения рабочая документация может быть взята из базы данных для редактирования. «ЛОЦМАН СПДС» предусматривает возможность внесения следующих изменений в состав рабочей документации:

• добавление и удаление основных комплектов;

• создание дополнительных рабочих чертежей и прилагаемых документов;

• аннулирование и замена основных комплектов;

• изменение, создание, аннулирование и замена листов рабочих чертежей и прилагаемых документов.

Результатом каждого изменения объекта является создание его новой версии, наделенной свойствами, привнесенными в ходе изменения. Предыдущая версия сохраняется в базе данных. Таким образом фиксируется история жизни объекта. При необходимости можно просмотреть каждую версию объекта и получить информацию не только о его трансформациях, но и о причинах, а также о дате каждого внесенного изменения.

Откорректированная документация вновь согласовывается с ответственными специалистами и сдается в архив. При этом система помогает пользователю избежать ошибочных действий. Если в рабочей документации нет новых либо измененных элементов, документация не может быть передана в архив.

Наличие модуля WorkFlow дает возможность автоматизировать документооборот в проектной организации. Чтобы организовать обмен заданиями и контроль выполнения проектных работ, в модуле «Дизайнер бизнес-процессов» создается схема, формализующая информационные потоки в организации. В эту схему вводятся участники процесса (проектировщики, начальники групп и отделов, главный инженер проекта и т.д.). Для них назначаются задания, сроки их выполнения и направления движения информации. После запуска бизнес-процесса каждый участник будет получать в установленный срок нужные исходные данные (чертежи, результаты расчетов и т.д.), выполнять свою часть работы и передавать задание следующему участнику бизнес-процесса. При этом определенные лица могут контролировать ход процесса и автоматически получать уведомления о нарушении исполнителями срока выполнения задания.

Важным нюансом при использовании модуля WorkFlow является возможность внести при наличии соответствующих полномочий изменения в активный бизнес-процесс. К примеру, главный инженер проекта получает по ходу бизнес-процесса готовый комплект чертежей и считает нужным уточнить некоторые детали с одним из специалистов. Для этого он, не останавливая бизнес-процесс, берет его схему на редактирование и добавляет в нее новую ветвь, не нарушая целостности процесса. Задание будет отправлено на согласование по электронной почте, и специалисты не должны будут отвлекаться на хождение по коридорам.

Еще одной особенностью системы ЛОЦМАН является наличие в ее составе модуля, предназначенного для работы через Web-браузер. Используя этот модуль, вы сможете получить доступ к своей базе данных, находясь в любом отдалении от нее. Для этого достаточно будет иметь установленный на компьютере Web-браузер, совместимый с Internet Explorer версии 5.0 и выше. Такая возможность особенно удобна для специалистов, работающих непосредственно на строительных объектах.

По существу Web-клиент системы ЛОЦМАН представляет собой Web-сайт. Он имеет интерфейс, схожий с интерфейсом клиентского приложения.

Никакое, даже самое радужное описание программного продукта не заменит читателю отзыва, данного специалистом-коллегой. Поэтому обратимся к мнению пользователей строительной настройки системы ЛОЦМАН. С июня 2003 года «ЛОЦМАН СПДС» эксплуатируется в ОАО «Приморгражданпроект».

Подведем итоги всего вышесказанного. С помощью системы «ЛОЦМАН СПДС» вы сможете:

1. Создать базу данных, структура которых будет организована в соответствии с требованиями нормативных документов ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации» и СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

2. Использовать информацию, ранее накопленную в базах данных организации.

3. Осуществлять доступ к данным в полном соответствии с правами, которые можно определять как для групп пользователей, так и для конкретных специалистов.

4. Хранить готовую документацию в архиве в недоступном для изменения виде.

5. Брать документацию из архива для изменения только при наличии разрешения на изменение.

6. Вносить изменения в документацию в порядке и объеме, предусмотренном отраслевыми нормами и стандартами.

7. В любой момент получать информацию об «истории жизни» объектов и документов.

8. Быть уверенным в сохранности информации, находящейся в базе данных.

9. Использовать при вводе данных внешние справочники.

10. Иметь доступ к базе с проектными данными по каналам связи, используемым для доступа во Всемирную сеть.

11. Создавать, настраивать и вести базы данных любой конфигурации.

Грамотное использование модуля «ЛОЦМАН СПДС» поможет вам организовать процесс разработки строительной документации в соответствии с требованиями времени. Вы сможете легко и быстро найти любой чертеж или документ, всегда будете иметь полную информацию не только о выбранном документе, но и о ходе процесса разработки документации на объект строительства в целом. Использование архивных данных позволит вам ускорить и облегчить процесс проектирования новых объектов. «ЛОЦМАН СПДС» может стать вашим надежным фарватером в неспокойных водах рыночной экономики.


1СПДС — Система проектной документации для строительства.

«САПР и графика» 11'2003

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557