Комплекс на основе ЛОЦМАН:PLM: опыт внедрения в ОАО «Интелтех»
Новая система управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM успешно применяется на предприятиях, демонстрируя эффективность решений от разработчика САПР № 1 в России и надежность внедренческой сети АСКОН. В первой статье из серии публикаций о внедрении ЛОЦМАН:PLM своим опытом делятся специалисты санкт-петербургского предприятия «Интелтех».
ОАО «Интелтех» («Информационные телекоммуникационные технологии») было организовано на базе НИИ ЭТУ не менее известного ЛНПО «Красная Заря», в советское время занимавшегося проектированием и созданием АТС, а также оборудования, связанного с телефонией. Сегодня ОАО «Интелтех» осуществляет разработку оборудования и комплексов управления, обработку и передачу информации с использованием телекоммуникационных каналов.
Активный процесс компьютеризации шел на предприятии в 1999-2002 годах. Заместитель главного инженера Игорь Васильев рассказывает: «Актуальность внедрения новых технологий САПР, технологий управления инженерными данными была обусловлена пониманием того, что мы выросли из старых способов создания конструкторско-технологической документации. К сотрудничеству с компанией АСКОН мы пришли в процессе анализа различных технологий и систем».
По словам главного конструктора ОАО «Интелтех» Владимира Голуненко, при выборе системы для автоматизированной разработки конструкторской документации в учет принимались следующие требования:
• простота в освоении и эксплуатации;
• соотношение «цена/качество»;
• возможности системы должны были быть не хуже, чем у зарубежных программ аналогичного класса;
• русскоязычный интерфейс;
• полная поддержка ЕСКД;
• модульность системы возможность приобретать и устанавливать модули постепенно;
• наличие средств для создания пользовательских приложений;
• сопровождение системы во время эксплуатации, а также модернизация и обновление.
«Решение о внедрении мы принимали, анализируя рынок САПР, изучая специализированные журналы, посещая выставки, семинары и другие предприятия, рассказывает главный конструктор. Было просмотрено несколько зарубежных и отечественных систем. В результате наиболее удовлетворяющим нашим условиям и требованиям оказался пакет КОМПАС российской компании АСКОН. Хочу отметить, что с компанией АСКОН и, в частности, с ее санкт-петербургским представительством я знаком более 10 лет и наблюдал за стремительным развитием САПР КОМПАС».
По оценкам руководителей и ведущих специалистов, системы АСКОН оказались гораздо удобнее в настройке и адаптации, чем альтернативные. С одной стороны, решения компании достаточно универсальны, а с другой их легко можно приспособить под специфику предприятия. «У нас большая номенклатура изделий, и КОМПАС, благодаря своим библиотекам, позволяет решать практически все вопросы разработки», отмечает заместитель главного инженера Игорь Васильев. Безусловно, сыграла свою роль и помощь по внедрению системы, оказываемая специалистами центрального офиса АСКОН в Санкт-Петербурге.
Полноценное сотрудничество с АСКОН и опытная эксплуатация КОМПАС для проектирования и выпуска конструкторской документации начались в 2001 году. И практически сразу же возникла потребность в управлении инженерными данными.
Благодаря тесному сотрудничеству с АСКОН специалисты ознакомились с системой ЛОЦМАН:PLM еще на этапе подготовки ее к выходу на рынок. На предприятии внедрение системы одобрили. Игорь Васильев рассказывает: «Понимание необходимости организации единого информационного пространства возникло уже давно. Но до конца 90-х годов к решению этого вопроса приступить было невозможно первоочередным делом было выживание предприятия. Начиная с 2000 года задачи комплексной автоматизации стали более отчетливыми. Прежде всего потому, что мы видели, в каком направлении идет развитие промышленности и что с этими же задачами столкнулись другие предприятия. А затем наше понимание ситуации совпало с указаниями руководства и пожеланиями заказчиков: произвести внедрение единых информационных потоков, масштабную автоматизацию, создание компьютерной сети, переход к полному электронному документообороту. Конечно, и в 80-е годы мы использовали вычислительную технику, но в начале 90-х все эти наработки были сведены на нет, поскольку технологии сегодня совершенно другие».
Разумеется, на пути внедрения информационных технологий не все бывает гладко. На начальном этапе возникали такие проблемы, как отсутствие необходимого количества современных ПК, нестабильная работа сети, недостаточное количество свободного времени у сотрудников для более глубокого изучения ЛОЦМАН:PLM.
Николай Нырков, аналитик АСКОН по PLM-решениям, вспоминает о процессе внедрения: «Система новая, и, безусловно, в процессе ее изучения и внедрения возникало много нюансов как в процессе настройки, так и в ходе подготовки людей к работе с ней. Но практика показала надежность ЛОЦМАН:PLM. Она получила хорошие рекомендации у инженеров».
Одновременно с внедрением ЛОЦМАН:PLM шло дальнейшее развитие систем КОМПАС на предприятии. Сейчас электронные платы разрабатываются в системе P-CAD, выпуск конструкторской документации ведется в КОМПАС. В отделе разработки печатных плат внедряется трехмерное моделирование. Компоновка электронных блоков производится в КОМПАС 3D.
На предприятии имеется опытное производство, поэтому параллельно с CAD-системами КОМПАС в технологическом отделе была внедрена система КОМПАС-Автопроект. И сразу же начался процесс ее интеграции с ЛОЦМАН:PLM, в частности использование общих справочников для сохранения технологических данных в ЛОЦМАН:PLM.
Этапы внедрения комплексных решений CAD/CAM/PLM соответствуют этапам внедрения любой корпоративной информационной системы. Именно так шло выполнение проекта на ОАО «Интелтех»:
1. Анализ и постановка задач.
2. Подготовка сервера, сети и рабочих станций предприятия для развертывания комплекса. Установка серверной и клиентских частей ЛОЦМАН:PLM ведущему конструктору и развертывание системы в масштабах отдела. Тестирование.
3. Обучение конструкторов работе в едином информационном пространстве комплекса. Отработка создания проектов и закрепление полученных навыков.
4. Установка и настройка системы технологической подготовки производства КОМПАС-Автопроект. Обучение технологов, настройка серверной части. Настройка технологических справочников (операции, оборудование, оснастка). Организация совместной работы технологов. Начало работ по включению технологов в единое информационное пространство. Настройка интеграции КОМПАС-Автопроект c ЛОЦМАН:PLM.
5. Включение разработчиков печатных плат в единое информационное пространство, организация совместной работы конструкторов и разработчиков печатных плат.
Главные задачи, которые стояли перед руководителями ОАО «Интелтех» и были решены за счет внедрения ЛОЦМАН:PLM, прозрачность проектов, оперативный контроль за выполнением заданий, быстрый поиск документации на изделия. Теперь рядовые специалисты видят актуальный в данный момент состав изделия, работают с общими базами данных. В настоящее время все новые разработки ведутся только в ЛОЦМАН:PLM.
По оценке главного конструктора Владимира Голуненко, внедрение позволило при той же численности сотрудников увеличить объемы работ, сократилось время и изменились отношения при проверке КД технологами и отделом нормоконтроля, началось внедрение электронного документооборота и CALS-технологий, а также организация и эксплуатация сетей.
Внедренцы компании АСКОН отмечают, что процессу установки и адаптации системы способствовало понимание всем коллективом названных отделов «Интелтех» важности внедрения концепции PLM.
Одной из важных задач является включение архива в единое информационное пространство предприятия. Электронный архив существует на ОАО «Интелтех» уже достаточно давно. Сегодня выполняется настройка ЛОЦМАН:PLM для совместной работы конструкторов, технологов, разработчиков печатных плат и архива предприятия. «Рассматриваются вопросы создания, учета, эксплуатации, внесения изменений в КД электронного архива предприятия, перевод бумажных архивов в электронный вид», рассказывает Владимир Голуненко.
Давая оценку комплексному внедрению, ведущий конструктор предприятия Любовь Ибрагимова отмечает возможности КОМПАС-График: «Система очень удобна для использования на всех стадиях разработки. Наличие прикладных библиотек облегчает процесс создания как чертежей, так и текстовой документации. Возможность точного воспроизведения деталей позволяет выявить ошибки при создании сборки. Программа обеспечивает создание пользовательских стилей, шаблонов, библиотек фрагментов. В системе КОМПАС удобно использовать документы, выполненные в других редакторах».
Любовь Ибрагимова делает акцент и на удобствах, которые предоставляет программное обеспечение ведущему конструктору: «Это в первую очередь упрощение проверки КД на всех стадиях разработки. Создание расчетного чертежа позволило быстро выполнять чертежи деталей и сборок на его основе. С внедрением системы ЛОЦМАН:PLM появилась возможность создавать любые отчеты».
Руководство «Интелтех» высоко оценивает итоги внедрения комплексных решений CAD/CAM/PLM для предприятия в целом. «Для эффективной работы предприятия нужно иметь надежные средства, отмечает Игорь Васильев. В эпоху информационных технологий нельзя добиться высокого уровня проектирования и выпускаемой продукции без комплексного внедрения программного обеспечения. Важный фактор моральная сторона. Компьютеризация, внедрение программных средств являются крайне важными для мотивации сотрудников».
Внедрение технологий электронного документооборота является необходимым с позиции международных стандартов. Так, системы, применяемые на ОАО «Интелтех», были продемонстрированы при сертификации по системе ISO 9000. Эксперты, проводившие сертификацию, были приятно удивлены уровнем автоматизации не секрет, что отрасль находится далеко не в благоприятном финансовом положении.
Сегодняшние условия рынка, а также законодательство предъявляют свои требования к защищенности информации. На предприятии этот вопрос решается комплексно. «У нас есть собственная система защиты информации, включающая как административные, так и программно-аппаратные средства. Для нас, безусловно, важны решения в данной области, которые предлагают разработчики ПО», отмечают руководители ОАО «Интелтех». Таким же образом оценивается сертификация программных средств АСКОН в Госстандарте РФ это серьезный плюс при выборе и внедрении системы защиты информации.
Игорь Васильев: «Лицензионность программного обеспечения важный фактор для нас. Внимание на это сегодня обращают и государство, и потребители. Нам повезло, что мы работаем с компанией АСКОН, представительство которой есть в Санкт-Петербурге. Это позволило осуществить внедрение САПР в тесном контакте с руководителями и специалистами разработчика. А ведь у ряда зарубежных компаний либо вообще нет представительств в России, либо контакты с ними затруднены и не слишком оперативны».
Сегодня «Интелтех» уверенно идет по пути создания единого информационного пространства. Границы использования комплексных решений для КТПП еще не достигнуты необходимы дальнейшая компьютеризация конструкторско-технологических подразделений и отработка навыков сотрудников по использованию систем. Работа с АСКОН продолжается.
Владимир Голуненко и Любовь Ибрагимова отмечают: «Работа с внедренческой командой АСКОН выше всяких похвал. Профессионализм, быстрое реагирование на появляющиеся проблемы, да и личное обаяние специалистов позволили в кратчайшие сроки внедрить систему. На вопросы, возникающие в процессе работы, ответы даются оперативно и в полном объеме».