11 - 2003

Новые возможности системы Search 7 компании ИНТЕРМЕХ

Анатолий Щебетов, Дмитрий Жуков

Информационная поддержка жизненного цикла изделия

Управление проектами

Модуль маршрутизации документов и управления бизнес-процессами

Администрирование

Другие новые возможности

Система ведения архива технической документации, электронного документооборота и управления информацией об изделиях Search заняла лидирующие позиции среди систем своего класса и сегодня находится в промышленной эксплуатации на сотнях предприятий различных отраслей промышленности России и ближнего зарубежья.

Насчитывающая более чем десятилетнюю историю успешной работы, система продолжает динамично развиваться, о чем свидетельствует полученная ею премия «Элита САПР» в номинации «Самый перспективный продукт 2003 года», учредителем которой является журнал «САПР и графика» издательского дома «КомпьютерПресс».

В настоящее время Search представляет собой систему корпоративного уровня, позволяющую создать единое информационное пространство предприятия и обеспечивающую выполнение требований CALS-технологий по информационной поддержке жизненного цикла изделия:

• централизованное хранение и управление всеми данными об изделии;

• организацию электронного архива технической документации;

• управление документооборотом предприятия и информационными процессами жизненного цикла изделия;

• управление доступом пользователей к информации;

• календарное планирование и контроль выполнения работ.

Система Search построена в современной трехзвенной архитектуре «клиент-сервер», в которой в качестве сервера базы данных может использоваться одна из СУБД промышленного класса: ORACLE, MS SQL Server или INTERBASE. Возможности выбора СУБД и соответственно платформы для сервера базы данных обеспечивают необходимую производительность и масштабируемость системы для заданного количества пользователей — от архива рабочей группы до распределенного многосерверного архива крупного предприятия с сотнями одновременно работающих пользователей.

Основополагающими факторами, позволившими Search занять достойное место в соответствующем сегменте рынка, являются:

• полное соответствие требованиям ЕСКД;

• учет специфики работы отечественных предприятий;

• решение полного спектра задач по управлению технической документацией предприятия;

• возможность быстрой настройки и адаптации к условиям конкретного предприятия;

• встроенная интеграция с широким спектром систем автоматизированного проектирования;

• открытость интерфейсов для интеграции с системами АСУП (ERP, MRP и др.).

Подробную информацию по возможностям системы вы можете получить в предыдущих номерах нашего журнала или на сайте компании ИНТЕРМЕХ. Целью же данной статьи является обзор новых возможностей, появившихся в 7-й версии системы Search.

Информационная поддержка жизненного цикла изделия

Значительно расширена функциональность системы в части управления информацией об изделиях. В первую очередь это касается информационной поддержки изделия на всех этапах его жизненного цикла, а именно:

• отслеживание версий (изменений) изделия на этапах его разработки и подготовки производства;

• отслеживание выпущенных экземпляров и партий изделия на этапах изготовления, поставки и эксплуатации изделия.

Благодаря этому система позволяет получать всю необходимую информацию об изделии в различных состояниях — в актуальном, на любую заданную дату в прошлом, по конкретному выпущенному экземпляру или по партии изделий:

состав изделия с информацией об использованных в данной версии/экземпляре изделия допустимых заменителях;

• полный комплект документации на изделие, включая документацию на его составные части в том состоянии, которое существовало на момент выпуска изделия, включая подписи документов;

• параметры изделия и его составных частей;

• документы, непосредственно относящиеся к конкретному экземпляру или к партии изделий, например заказы, рекламации, произведенные ремонты и т.д.

Важными функциями Search 7 являются возможность сравнения различных версий и экземпляров изделия между собой, а также возможность получения отчета об изменениях изделия за указанный период времени. Система предоставляет мощные и удобные средства для поиска, классификации, создания выборок, получения различных отчетов по версиям и экземплярам изделия.

Кроме того, в модуль управления структурой изделия добавлены следующие возможности:

• экспорт/импорт информации об изделиях в/из других PDM/MRP-систем в STEP-формате;

• работа с заказами на проектирование и производство изделий;

• интеграция с системой ведения каталогов деталей и запасных частей CATALOG 2000.

В начало В начало

Управление проектами

Новый модуль управления проектами IMProject обеспечивает решение задач календарного планирования, координации и контроля работ по проекту. Основное преимущество IMProject перед другими системами управления проектами состоит в полной интеграции с TDM/PDM/Workflow-функциями Search, а затем через Search — и со всеми другими системами комплекса ИНТЕРМЕХ. Так, руководителями и исполнителями работ по проекту являются пользователи Search (а также внешние пользователи), исходными данными для работ и их результатами могут быть документы и изделия, хранящиеся в Search. Рассылка заданий и контроль их исполнения производятся по назначаемым руководителями проекта Workflow-процессам Search и т.д.

Основные возможности IMProject:

• календарное планирование проекта с представлением сетевого плана-графика работ/задач в виде диаграммы Гантта;

• назначение сроков и логических взаимосвязей между работами по проекту, определяющих требуемую последовательность их выполнения, например:

- начало следующей работы возможно только после успешного завершения предыдущей,

- начало следующей работы возможно не раньше, чем начнется выполнение другой,

- работа будет считаться завершенной только при условии успешного завершения другой работы,

- работа будет считаться завершенной только после начала другой работы;

• назначение исполнителей работ и исходных данных для их выполнения. Исполнителями работ могут назначаться пользователи и группы пользователей Search, а также внешние пользователи. В качестве исходных данных к работам могут быть приложены необходимые документы: технические задания, компоновочные чертежи, приказы и т.д.;

• назначение необходимых результатов работ и критериев их выполнения. В качестве необходимых результатов работы можно задать список документов, которые должны быть разработаны исполнителем, а в качестве критериев выполнения работы — набор подписей, которые исполнитель должен собрать на разработанных им документах, и архив, в который эти документы должны быть сданы. В частности, менеджер проекта может задать, что результатом работы по проектированию нового узла должна стать разработанная конструкторским бюро спецификация, которая должна быть подписана у главного инженера и технолога-контролера и сдана в архив ОГК. Момент появления результатов работы отслеживается системой автоматически, отображается на диаграмме проекта и служит сигналом для автоматического запуска ожидающих завершения этой работы последующих работ проекта;

• автоматическая рассылка работ/заданий и исходных данных исполнителям и контроль их выполнения с отображением фактического прогресса выполнения работ на диаграмме проекта. Рассылка заданий и контроль исполнения производится при помощи назначаемых руководителем проекта Workflow-процессов Search;

• возможность назначения результатов выполнения предыдущих работ в качестве исходных данных для последующих работ проекта. Так, в качестве исходных данных для проектирования технологии изготовления изделия может быть назначен комплект конструкторской документации на изделие, который будет разработан на предыдущем этапе конструкторского проектирования;

• возможность детализации проекта исполнителями работ. Например, получив задание на выполнение работы, руководитель отдела может создать свой подпроект для ее выполнения в заданном временном интервале, распределив работу между подчиненными;

• анализ проекта с отображением критического пути — перечня работ, определяющих конечную дату завершения проекта;

• возможность генерации дерева работ по проекту на основе дерева состава изделия;

• контроль за ходом выполнения проекта с отображением плановых и фактических сроков выполнения работ; контроль загруженности исполнителей;

• получение различных отчетов о проекте.

В начало В начало

Модуль маршрутизации документов и управления бизнес-процессами

Новый модуль Workflow позволяет эффективно управлять различными бизнес-процессами предприятия — разработкой, согласованием и утверждением документов, проведением изменений (ИИ, ПИ и ПР), прохождением заказов и т.д. Функциональность этого модуля полностью соответствует требованиям к организации корпоративного документооборота крупного предприятия.

Основные возможности модуля:

• графический редактор схем бизнес-процессов позволяет описывать маршруты движения документов и потоки работ в соответствии с логикой функционирования предприятия. Для построения схем бизнес-процессов предоставляется набор разнообразных действий, каждое из которых представляет собой некоторую обработку движущихся по маршруту документов;

• при описании бизнес-процесса дизайнер может использовать такие средства, как системные и пользовательские переменные, условные переходы, циклы, параллельная и последовательная маршрутизация документов, VB- и Java-скрипты, что позволяет реализовать требуемую логику выполнения процесса;

• любой процесс может использоваться как подпроцесс при описании другого, более сложного процесса;

• любой шаг процесса может сопровождаться настраиваемой дизайнером экранной формой для организации диалога с пользователями — участниками процесса. При помощи формы пользователь может инициализировать нужные переменные, которые будут использоваться в условных переходах и на следующих этапах процесса (например, выбрать исполнителей некоторых действий, указать архив, в котором необходимо зарегистрировать документы, назначить срок срабатывания таймера). Если форма назначена, она интегрируется в свойства сообщения в почтовом ящике Search, делая взаимодействие с модулем маршрутизации абсолютно прозрачным для пользователя;

• контроль сроков выполнения процесса при помощи таймеров;

• возможность визуального контроля состояния бизнес-процессов. При просмотре выбранного процесса в графическом виде входящие в него действия отображаются в соответствии с их текущим статусом, например «Выполняется», «Выполнено» и т.д.;

• протоколирование всех действий участников процесса над документами позволяет, в частности, отследить историю согласования документов, включая возвраты документов на доработку;

• возможность автоматического вызова из процессов внешних программ и динамических библиотек, написанных пользователями (плагинов);

• интеграция модуля Workflow с электронной почтой позволяет направлять документы внешним пользователям системы по e-mail;

• механизм электронной подписи документов может быть дополнительно защищен посредством интеграции с различными системами электронной цифровой подписи, поддерживающими Microsoft CryptoAPI, например с сертифицированной ФАПСИ системой «КриптоПро».

В начало В начало

Администрирование

В 7-й версии Search полностью переработан модуль администрирования системы. Сняты многие ограничения, существовавшие в предыдущей версии, а сама процедура администрирования стала намного более удобной и наглядной благодаря новому интерфейсу модуля администрирования.

В числе новых возможностей системы администрирования можно отметить следующие:

• иерархическая организация архивов упрощает их администрирование, позволяя группировать архивы по критерию общности прав доступа к ним;

• возможность назначения прав доступа для конкретного архива либо для целой группы (ветки) архивов;

• возможность назначения прав доступа для конкретного документа;

• возможность наделения правами администрирования сразу нескольких пользователей (групп пользователей) с указанием объектов, которые они могут администрировать. В числе таких объектов могут быть архивы и документы, пользователи и группы пользователей, различные виды параметров документов и изделий, процессы и шаблоны процессов и т.д.;

• возможность назначения прав доступа как группам пользователей, так и отдельным пользователям;

• возможность указания периода действия для прав доступа;

• значительно расширен список объектов, для которых система протоколирует историю операций пользователей с этими объектами;

• процесс администрирования системы стал более прозрачным. В частности, администраторы Search могут получать полный отчет о действующих правах доступа любого пользователя к любым объектам системы, а пользователи системы могут получить объяснения причин отказа доступа к тому или иному объекту.

В начало В начало

Другие новые возможности

Кроме вышеперечисленного, в новой версии системы появились и другие возможности:

• возможность использования в качестве сервера базы данных СУБД MS SQL Server (в дополнение к уже существовавшим ранее платформам Oracle и InterBASE);

• утилита инкрементального страхового копирования архива позволяет защитить архивное хранилище Search от потери информации в случае сбоя оборудования. Страховое копирование может выполняться в автоматическом режиме по заданному расписанию (например, ежедневно в 18:00) без участия человека. Учитывая постоянный рост объемов информации в архивном хранилище, ключевой особенностью данной утилиты стал инкрементальный режим работы: в страховую копию записываются только те документы, которые были добавлены в архив или изменены с момента предыдущего обновления страховой копии, благодаря чему значительно снижается длительность процедуры страхового копирования. Страховая копия формируется в виде набора независимых друг от друга томов заданного размера, которые могут храниться на различных устройствах хранения информации — на HDD, CD-R, DVD-R, на магнитооптических и ленточных накопителях и т.д.;

• интеграция с Unigraphics (в дополнение к режимам интеграции с AutoCAD, Mechanical Desktop, Autodesk Inventor, SolidWorks и Solid Edge);

• возможность ведения параметров проектных связей изделия, позволяющая отслеживать такие параметры изделия, которые зависят от его применяемости в других изделиях (в частности, маршрут изготовления детали в разных сборках);

• автоматическая антивирусная проверка помещаемых в архив документов при помощи антивирусных программ, установленных у пользователя;

• значительно расширен набор форматов документов, отображаемых во встроенном вьюере (в том числе с помощью подключения различных мультиформатных вьюеров, например AutoVue);

• персональный органайзер пользователя дает возможность вести заметки в календаре, напоминает о встречах, заданиях и т.п.;

• трехзвенная архитектура «клиент-сервер»;

• существенно расширен интерфейс прикладного программирования Search API.

Учитывая важность выбора предприятием решения для организации электронного документооборота, управления информацией об изделиях и ведения проектов, компания ИНТЕРМЕХ предоставляет возможность опытной эксплуатации системы Search в реальных условиях предприятия.

В начало В начало

«САПР и графика» 11'2003