12 - 2001

Литейные техпроцессы в системе КОМПАС-Автопроект

Алексей Богоявленский

Литейные техпроцессы традиционно являются камнем преткновения для технологических систем — вследствие разнообразия видов литья и сложности выходных форм технологической документации. Внедряя САПР технологических процессов КОМПАС-Автопроект, мы столкнулись с необходимостью формировать техпроцессы литья. В стандартной поставке КОМПАС-Автопроекта этот модуль отсутствовал, но система позволила нам самостоятельно расширить функционал и включить в него раздел Литье.

Одним из отличительных свойств системы КОМПАС-Автопроект является отсутствие жесткой структуры формирования и хранения технологической информации. В ней можно формировать единичные, типовые и групповые техпроцессы, охватывая все многообразие их возможных вариантов. Это и позволило нам создать техпроцессы для литейного производства.

Следует отметить, что появление нового модуля не изменило основную концепцию программы и все возможности ввода и корректировки данных, подключения справочников и т.д. остались без изменения. Не была изменена и методика работы технолога с программой.

Рассмотрим работу системы КОМПАС-Автопроект более детально на примере модуля литья, настроенного для ГУП ПО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил).

Технологические процессы литья имеют много общего, поэтому технологическую документацию рационально формировать в режиме групповых техпроцессов. Ввиду многообразия способов литья структура хранения информации техпроцессов получается довольно сложной. В данном конкретном случае была произведена настройка на три вида литья: литье в песок, литье в кокиль и литье по выплавляемым моделям. На рис. 1 показано формирование техпроцессов литья в системе КОМПАС-Автопроект.

Учитывая многообразие технологических карт, заполняемых для техпроцессов литья, используются только таблицы, необходимые для конкретного вида литья. Их выбор остается за технологом.

Для ввода данных необходимо указать соответствующую вершину графа, при этом на экране появится таблица для ввода данных. Пример ввода данных по операциям (формирование маршрута обработки) показан на рис. 2.

Технологические переходы каждой операции вводятся на уровне Переходы (рис. 3). Поскольку текст переходов для техпроцессов литья во многом совпадает, рекомендуется воспользоваться режимом копирования текста переходов из Дублирующей технологии. Это позволит путем нажатия нескольких кнопок получить практически готовый текст технологического перехода.

Информация для форм режимов литья вводится при активизации соответствующего элемента (Литье в песок, Литье в кокиль, По выплавляемым моделям и др.).

В каждом случае выводится своя таблица, в которую необходимо ввести соответствующие данные. В качестве примера на рис. 4 показан ввод данных для литья в песок (в землю).

Следует отметить, что данные займут одну строку таблицы, поэтому значительно удобнее вводить их в режиме редактирования — по F4 (рис. 5).

При вводе данных по стержням каждому стержню может соответствовать несколько каркасов, что учтено в структуре данных (рис. 6)

Для предприятий, использующих более широкую номенклатуру техпроцессов литья, например для Турбомоторного завода (г.Екатеринбург), литейный модуль был расширен. В результате получилась структура данных, показанная на рис. 7 (для удобства работы линии взаимосвязей скрыты).

Этот вариант настройки позволяет формировать документы на техпроцессы восьми видов литья: литье в песок (чугун — массовое и единичное, сталь и сплавы всех видов производств); литье в кокиль; литье по выплавляемым моделям; центробежное литье; литье под давлением; литье в оболочковые формы.

Легкая настраиваемость системы КОМПАС-Автопроект дает возможность оставить для каждого заказчика доступными лишь те виды литья, которые используются на конкретном производстве.

Особенностью модуля литья является программа печати, которая позволяет сформировать комплект карт на литье для любого вида техпроцессов с учетом всех особенностей технологических карт. На рис. 8 и 9 показаны образцы карт, сформированных с использованием системы КОМПАС-Автопроект (карта режимов литья и карта технологических стержней).

По своей структуре КОМПАС-Автопроект является модульной системой. Это позволяет не только использовать его на отдельных рабочих местах технологов, но и совместить с различными системами документооборота и управления предприятием, например PartY, КОМПАС-Менеджер и др.

Хранение справочных данных и готовых техпроцессов может быть настроено в различных вариантах — в режиме как файл-серверной, так и клиент-серверной технологии.

Система КОМПАС-Автопроект является очень гибкой и позволяет провести настройку согласно требованиям любого заказчика.

«САПР и графика» 12'2001