КОМПАС-3D: заказчики представляют свои проекты
Московское машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева
АООТ «Знамя Труда» им. И.И.Лепсе (Санкт-Петербург)
Вначале 2003 года исполняется три года с момента выпуска компанией АСКОН системы трехмерного твердотельного моделирования КОМПАС-3D. За прошедшее время КОМПАС-3D стал одним из лучших среди САПР так называемого среднего класса, представленных на российском рынке. В числе пользователей КОМПАС-3D — сотни промышленных предприятий и проектных организаций. В этой статье некоторые заказчики АСКОН представили свои отзывы о возможностях системы, которые помогли им в реализации сложных конструкторских задач, рассказали о причинах выбора КОМПАС-3D. Их опыт поможет развеять некоторые мифы о системе, сопровождающие ее с того времени, когда КОМПАС-3D был «пробным шаром» разработчиков.
ФГУП ММПП «Салют» (Москва)
ФГУП ММПП «Салют» — одно из ведущих российских предприятий двигателестроения. Конструкторское бюро промышленных газотурбинных установок (ОГК-4) активно использует систему КОМПАС-3D. Один из проектов, который реализуется здесь в настоящее время, — создание парогазовой установки МЭС-60 по заказу Мосэнерго для одной из московских ТЭЦ. Турбина теплонасосной установки является частью общего цикла работы МЭС-60.
Анзор Чемия, начальник бюро компрессоров ОГК-4 ММПП «Салют»: «В КБ в результате длительного анализа и тщательного выбора систем сложился взаимосвязанный комплекс САПР. Системы КОМПАС, в частности КОМПАС-3D, — его важные составляющие. При прочностных расчетах используется система ANSYS. Наше бюро первым в ОГК-4 внедрило у себя электронный архив и документооборот. За счет комплексного подхода, организации работы с электронными документами удалось добиться увеличения производительности труда.
Об эффективности такого подхода к внедрению САПР можно судить по представленному проекту. В компоновке модели изделия и выпуске конструкторской документации участвовали все конструкторы нашего бюро. Турбина теплонасосной установки является достаточно сложным изделием; при выполнении проекта наиболее эффективным решением было создание ее трехмерной модели, а затем — конструкторской документации. Задача трехмерного моделирования была решена с помощью КОМПАС-3D. В системе были проработаны модели отдельных деталей и узлов, затем они были скомпонованы в сборку, после чего начался процесс создания рабочих чертежей в КОМПАС-График. Количество компонентов в сборке — около 500, при этом стоит обратить внимание на сложность деталей в ее составе, как с конструкторской, так и с технологической точки зрения.
Далее мы воспользовались возможностями КОМПАС-3D по интеграции с CAE-пакетами. 3D-модель была передана в систему прочностных расчетов ANSYS, все данные были прочитаны без потерь.
Выбор систем КОМПАС, в частности КОМПАС-3D, для нашего комплекса САПР обусловлен оценкой возможностей системы, особенностями нашего предприятия. КОМПАС — это признанная марка. Молодые конструкторы, приходящие к нам с других предприятий или со студенческой скамьи, например из МАИ, уже знают продукты КОМПАС, ориентируются в них и могут быстро включиться в работу КБ. Таким образом, отпадает необходимость дополнительного обучения.
КОМПАС — это программа, которая создавалась по техническому заданию конструкторов. В ней учтены сложные нюансы проектирования, на которые обращают внимание специалисты с многолетним опытом.
Нам хотелось бы выделить такие особенности системы, как наличие обширного пакета специализированных приложений, а также возможность создания на предприятии собственных приложений. Также отметим параметрические возможности КОМПАС-3D и функцию автоматического отслеживания по ассоциативным связям изменений в документах.
Взаимодействие САПР в едином комплексе обеспечивает скорость и корректность работы. Это относится к уже отмеченной интеграции с системами прочностных расчетов. Не менее эффективен КОМПАС-3D и при использовании в комплексе с тяжелыми системами. Наши разработки, конструкторская документация должны согласовываться в сторонних организациях, а заказчики в России и за рубежом выдвигают требования представления документации в электронном виде. Поэтому надежное чтение данных КОМПАС-3D в других системах также является критерием нашего выбора.
Мы хотим отметить качественный рывок, который совершил в своем развитии КОМПАС-3D. Это наглядно продемонстрировано на примере решения наших конструкторских задач.
Еще одно преимущество программы, созданной российскими разработчиками и построенной на отечественном геометрическом ядре, — ее способность к быстрому совершенствованию в соответствии с требованиями пользователей».
ООО «Фирма АККО» (Москва)
ООО «Фирма АККО» (http://www.akko.ru/) основано в 1992 году. Фирма выполняет широкий спектр работ по обновлению и переоборудованию интерьера салонов воздушных судов, производит техническое обслуживание и ремонтно-восстановительные работы пассажирских и пилотских кресел, вестибюлей, буфетно-кухонного оборудования, систем развлечения и других элементов бытового оборудования. За десять лет работы создано более 200 интерьеров самолетов авиакомпаний «Аэрофлот», «ЮКОСавиа», «Шанс-Эйр», «ЛУКОЙЛ-авиа», AJT, CGI-Aero, «Вологодские авиалинии», «Авиаэнерго», «Трансаэро экспресс», «Аэрофлот плюс», «Красноярские авиалинии», VASO-airlines, «Когалымавиа», «Тулпар», «Авиамост».
Михаил Жебраков, ведущий специалист по САПР: «В 1996 году мы в числе первых получили сертификат Федеральной Авиационной Службы РФ на право выполнения работ по обновлению интерьера воздушных судов. В целях дальнейшего развития в 2000 году ООО «Фирма АККО» приступило к разработке пассажирских авиационных кресел.
На фирме уже более года используется система КОМПАС-3D, с помощью которой решаются многие конструкторские задачи. При проектировании авиационного кресла 2К1-7547.000.00 (около 1500 деталей и 200 подсборок) и его семейства в КОМПАС-3D был скорректирован дизайн, отработано перемещение узлов в пространстве (отклонение спинки, выход и раскладывание подножки, раскладывание и уборка мониторов и столиков). Также с помощью программы КОМПАС-3D было смоделировано поведение конструкции кресла при испытании (вертикальный и горизонтальный удар в соответствии с «Авиационными правилами-25»). Модели, применявшиеся для построения данной сборки, были использованы для изготовления деталей и выпуска конструкторской документации (чертежей). На сегодняшний день завершается этап сертификации кресла. Благодаря использованию КОМПАС-3D сроки разработки и испытаний были сокращены более чем в два раза. Наличие в КОМПАС-3D удобного интуитивно понятного русскоязычного интерфейса позволило конструкторам быстро овладеть широким комплексом возможностей трехмерного моделирования, которые предоставляет эта система».
Московское машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева
Главные направления деятельности предприятия — производство и ремонт авиационных двигателей РД-33 для МиГ-29, Р27ф2М-300, Р-29-300, Р35 для МиГ-23, ТВ7-117С для Ил-114, РД-1700 для учебно-тренировочного самолета, производство мотокультиваторов, лодочных моторов «Нептун», выполнение разовых заказов на точное литье, литье методом высокоскоростной направленной кристаллизации, механообработку, сварку, плазменное и вакуумное напыление, термообработку титановых, жаропрочных и специальных сплавов и сталей.
Сборка двигателя «Нептун-23» включает более 300 компонентов и свыше 50 подсборок. Весь проект был выполнен с использованием системы КОМПАС-3D, а все чертежи и рабочая документация созданы с помощью КОМПАС-График. Благодаря качественному инструменту импорта/экспорта разработанные элементы двигателя были переданы для анализа в системы моделирования литья и прочностных расчетов.
АООТ «Знамя Труда» им. И.И.Лепсе (Санкт-Петербург)
Предприятие «Знамя Труда» им. И.И.Лепсе, основанное в 1878 году, — крупнейший производитель общепромышленной и специальной трубопроводной арматуры, обеспечивающий потребности нефтегазовой, химической, металлургической, энергетической и судостроительной отраслей промышленности. Модель клиновой задвижки разрабатывалась в КОМПАС-3D специально по заказу предприятия; это задание являлось тестовым для анализа возможности использования системы при проектировании трубопроводной и запорной арматуры. При моделировании требовалось создать элементы со сложной поверхностью; с этой задачей система справилась успешно.
ОАО «Центросвар» (Тверь)
Основной профиль деятельности завода «Центросвар» — изготовление нестандартных металлоконструкций. ОАО «Центросвар» сотрудничает с предприятиями и конструкторскими бюро МПС; департаментом пассажирских перевозок МПС РФ его производство аттестовано для изготовления тележек пассажирских вагонов. Модель тележки вагона электропоезда, созданная в КОМПАС-3D, содержит более 1200 элементов. Документация на изделие была полностью оформлена в системе КОМПАС-График. Проект был выполнен в сжатые сроки.
ООО «БМК» (Санкт-Петербург)
Конструкторско-производственная фирма «БМК», основанная в 2000 году, — разработчик и производитель трубогибочных машин. ООО «БМК» получило ряд патентов России на конструкцию трубогибов. Компания не так давно стала использовать для своих разработок систему КОМПАС-3D, но уже с успехом спроектировала несколько сложных агрегатов, состоящих из более чем 800 компонентов (не считая крепежа).
Основным изделием стал станок для гибки труб БМК 51-01. В его состав входит около 1500 компонентов различной степени сложности. Разработка была выполнена в кратчайшие сроки (около шести месяцев, включая выпуск конструкторской документации).
Благодаря мощным инструментам моделирования стало возможным создание большинства сложных компонентов конструкции. При проектировании также были использованы библиотеки стандартных деталей.
К сожалению, рамки одной статьи ограничивают количество примеров, иллюстрирующих возможности системы. В дальнейшем мы продолжим информировать читателей журнала «САПР и графика» о наиболее интересных проектах, реализованных в КОМПАС-3D, а также о дальнейшем развитии системы.
«САПР и графика» 12'2002