12 - 2002

Счастье не в образовании, а в его качестве

Евгений Кухаренко

Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом.
Народная пословица

Востребованность курсов Академии САПР и ГИС

Когда наступает время отправлять ребенка в школу, мы обычно выбираем учебное заведение, прислушиваясь к советам знакомых и рекомендациям друзей, а иногда решающим обстоятельством оказывается то, что школа расположена рядом с домом. Когда ребенок оканчивает школу, мы говорим, что настало время выбирать институт или… Критериями выбора в этом случае являются личные предпочтения ребенка, ваши финансовые возможности и степень свободы, которую вы можете ему предоставить. После окончания института, академии или университета мы стараемся помочь выпускнику с устройством на перспективную, хорошо оплачиваемую работу, так что ему остается только трудиться, завоевывать авторитет и пользоваться всеми благами цивилизации. На этом этапе мы опять советуемся со знакомыми и друзьями. Помните анекдот? Отец просит устроить своего сына, а ему отвечают: пусть подъезжает раз в неделю на лимузине компании и получает сумму с пятью нулями. Отец не соглашается: он хочет, чтобы его сын работал с утра до ночи и получал копейки. На что ему сообщают, что для этого ему нужно только пять лет учиться в вузе.

Наконец наши дети, с нашей помощью или самостоятельно находят себе место под солнцем и начинают осознавать, что вузовского образования им недостаточно, а получить дополнительные знания можно только двумя способами: на курсах или выбрав наставником коллегу.

Кроме того, не стоит забывать, что сейчас дети уже не спрашивают совета у родителей (безусловно, исключения бывают) и хотят сами решать, какое обучение им нужно  — с акцентом на теорию или практику. И против этого никто не возражает — было бы обучение. А оно есть, и рядом.

В нашей статье рассказывается о практически идеально организованном обучении САПР и ГИС в Академии САПР и ГИС. Описывается подход, реализующий стандарт требований к преподавателям, который позволяет получать большую отдачу, чем при традиционном процессе обучения. Обосновывается, что преподавание должно базироваться не на штудировании книг и их конспектировании, а на реальных примерах и задачах. Сделанные выводы свидетельствуют, что материал лучше усваивается не на уровне теоретических знаний, а прежде всего на уровне навыков, умений, подкрепленных теорией.

Тот факт, что за последнее десятилетие Россия потеряла достаточно большую часть своего производственного, технологического и научно-технического потенциала, сейчас становится очевидным. Одной из причин многих наших сегодняшних экономических проблем является отсутствие у специалистов и управленцев знаний и навыков, необходимых для того, чтобы наладить эффективную работу предприятий в принципиально новых социально-экономических условиях. Наконец наступило время, когда в России профессией инженера снова можно гордиться, потому что люди осознали: образование — это не только диплом.

Сегодня наблюдается четкое разграничение образования и обучения. Первое является прерогативой организаций начального, среднего и высшего образования, второе  — центров и учебных заведений переподготовки специалистов. Разница между образованием и обучением естественна: квалификация приобретается на всю жизнь, а специализация по конкретной технологии может понадобиться всего на 2-3 года. К счастью, прошло то время, когда обучение заканчивалось с получением диплома о высшем образовании, а руководители, хоть и с запозданием, осознали необходимость своевременного обновления технологий для достижения успеха. К тому же становится очевидным, что базовое образование не может ориентироваться на освоение деталей, поэтому каждый специалист самостоятельно или на курсах должен освоить те знания, которые необходимы ему для решения конкретных производственных задач. Итак, технологическая и социально-экономическая революция последних лет существенно изменила принципы использования САПР и ГИС. Теперь их можно сформулировать следующим образом:

  • комплексная автоматизация всех процессов проектирования, моделирования и анализа;
  • поддержка всех этапов жизненного цикла изделия в процессе параллельного проектирования, а не последовательное решение отдельных задач;
  • синтез объектов проектирования на основе прототипов.

В этих условиях требования, предъявляемые к специалистам современных производств, где САПР и ГИС являются основным механизмом предварительной (до реальных затрат материалов и оборудования) стадии, можно сформулировать так:

  • инженерная подготовка, предусматривающая понимание сути каждой инженерной дисциплины и их взаимосвязей (принципы, конкретные знания, методы и т.д.);
  • знание современных методов автоматизации процессов проектирования, моделирования и анализа;
  • умение формализовать собственные знания и адаптировать знания других специалистов.

Таким образом, производству в первую очередь нужны не операторы тех или иных САПР и ГИС, а инженеры (помните, инженер — это звучит гордо!), способные с помощью современных технологий эффективно решать свои задачи и в конечном счете — задачи предприятия.

В Академии САПР и ГИС мы учли эти требования и применили профессионально-ориентированный подход при групповой системе обучения с кураторством и сотрудничеством, предполагающий, что слушатель — активен, устремлен в будущее, активизирован на творчество, стремится достичь совершенства путем накопления разного рода знаний, умений и навыков, связанных с профилем изучаемого материала, и соответствия различным требованиям профессиональной деятельности, выдвигаемым современным производством и обществом.

Во-первых, мы предлагаем курсы с отрывом от производства продолжительностью от 3 до 15 дней (от 24 до 120 часов и более), включающие лекции, семинары, круглые столы и консультации по конкретным вопросам в группах по интересам, которые формирует приемная комиссия. Во-вторых, это выезд специально скомплектованных групп преподавателей непосредственно к слушателям на срок от 3 дней для выявления проблем и проведения соответствующих консультаций, семинаров и лекций. И в-третьих, это обучение на местах руководителей по комплексным блочно-модульным программам, разрабатываемым специально для такой категории слушателей. Мы обязательно учитываем, что в обществе еще не сформировалось мнение, что обучение (и образование тоже, к сожалению) бывает качественное и некачественное, независимо от того, государственное оно или негосударственное. Варианты некачественного обучения, выявить достаточно легко: это несоответствие тематики курса ожиданиям слушателей, неподготовленность слушателей к усвоению материала, обусловленная возрастом и базовым образованием, применение неэффективных методов преподавания и т.д. Вариант качественного обучения может быть только один: обучение по оптимальному методу с учетом личностных характеристик слушателя, тематики курса, специфики рассматриваемых задач и методов их решения.

Такая организация процесса обучения в Академии САПР и ГИС дает определенные результаты (см. рисунок). Сейчас это активно культивируемая возможность поддержки и помощи в овладении знаниями и навыками в области высоких технологий для тех, кто уже знает и владеет ими, и всесторонняя помощь тем, кто только стал на путь освоения САПР и ГИС и в кратчайшие сроки хочет ознакомиться с имеющимся опытом и освоить существующие технологии.

Востребованность курсов Академии САПР и ГИС

Таким образом, курсы Академии САПР и ГИС — это качественно иной подход к обучению, когда ценность приобретает не количество лекционных часов обучения (скептики нередко говорят о недостатке времени), а повышение квалификации специалиста и совершенствование организации, в которой он трудится.

Известно, чтобы успешно применять полученные знания, нужно уметь это делать. Поэтому процесс обучения никогда не должен завершаться. Как сказал мудрец, одно дело — достигнуть определенного уровня мастерства в избранной профессии, а другое  — найти в ней свое призвание, талант; одно дело трудиться просто так, а другое  — стремиться достичь совершенства.

Мы видим в каждом нашем слушателе гения и, говоря напутственные слова выпускникам: «Желаем стать генералом (главным конструктором, главным инженером и т.д.)!», все чаще слышим в ответ: «А я уже!» или получаем новости от выпускников, что они теперь генералы, главные конструкторы... Академия САПР и ГИС сделает все, чтобы и вы получили повышение по службе.

«САПР и графика» 12'2002