Комплексные технологии автоматизации управления и производства в машиностроении от компании SOLVER
22 ноября 2002 года в Воронеже состоялось торжественное открытие головного офиса и Проектного центра инженерно-консалтинговой компании SOLVER (СОЛВЕР). Мероприятие было приурочено к 50-летнему юбилею основателя SOLVER и ее генерального конструктора Радислава Александровича Бирбраера. Поздравить юбиляра приехали более 150 гостей, в числе которых — российские и зарубежные партнеры компании, представители российских машиностроительных предприятий, где были успешно внедрены технологии по комплексной автоматизации управления и производства от SOLVER.
На мероприятии побывал корреспондент журнала «САПР и графика» — он встретился с руководителем службы «Маркетинг и развитие» компании SOLVER Игорем Владимировичем Мамонтовым.
«САПР и графика»: Каковы основные направления деятельности компании SOLVER?
Игорь Мамонтов: Главная цель компании SOLVER — построение эффективного бизнеса на российских машиностроительных предприятиях. Таким образом, основные направления нашей работы — это внедрение автоматизированных систем управления жизненным циклом изделий и конструкторско-технологической подготовки производства, а также автоматизированных производственных систем.
СГ: Подходит к концу 2002 год. Как вы оцениваете итоги уходящего года?
И.М.: В уходящем году большинство наших заказчиков основное внимание уделяли наращиванию своего производственного потенциала, а не конструкторско-технологической подготовке. Но технологию работы SOLVER выгодно отличает то, что мы помогаем предприятию начать положительные преобразования с любого из «этажей» его бизнеса (подробнее об этом см. в статье «Технический Центр СОЛВЕР: надежность апробированных решений для технического перевооружения вашего предприятия» в «САПР и графика», № 4’2002). Поэтому, занимаясь оснащением заказчиков современным технологическим оборудованием, SOLVER сделал в этом году большой задел на будущее в плане развития на этих предприятиях автоматизированных систем конструкторско-технологической подготовки производства и управления жизненным циклом изделий. И мы полагаем, что в следующем году наши заказчики уделят больше внимания развитию именно этих «этажей» своего бизнеса. Этому будет способствовать и тот факт, что все большее число предприятий переходит на использование лицензионного программного обеспечения.
СГ: Какие виды оборудования пользуются сейчас наибольшей популярностью на предприятиях российской промышленности?
И.М.: Оборудование многих машиностроительных предприятий устарело морально и физически. В этом году наблюдается заметный рост промышленности, и многие предприятия находят средства на перевооружение своего станочного парка. Максимальным же спросом сейчас продолжают пользоваться станки фрезерно-токарной группы.
СГ: Оборудование каких фирм компания SOLVER предлагает своим заказчикам?
И.М.: В основном это станки американского производства. Российские пользователи американского оборудования отмечают оптимальное соотношение его цены и качества. Мы предлагаем современные высокотехнологичные вертикальные обрабатывающие центры Fadal производства США. На долю Fadal приходится 35% американского рынка подобного оборудования, а свыше 23 тыс. центров Fadal успешно эксплуатируются на предприятиях во всем мире.
Мы также предлагаем оборудование американской компании Compumachine, Inc. (это высокоскоростной вертикальный обрабатывающий центр Vibra-Free и горизонтальный обрабатывающий центр Compumill HMC). В токарную группу предлагаемых нами станков входит оборудование американской компании Hardinge, Inc., бразильской Romi SA, японской Kitamura. Оснащать станки мы предлагаем режущим инструментом нового поколения шведской фирмы SECO, а осуществлять измерения и контроль качества продукции — координатно-измерительными машинами, универсальным и специализированным измерительным инструментом американской компании L.S. Starrett Company. Кроме того, мы предлагаем технологическую оснастку швейцарской фирмы Vischer&Bolli AG. Это высокотехнологичное оборудование, инструмент и оснастку SOLVER поставила на такие предприятия, как ОАО «ЧНППП “ЭЛАРА”» (г.Чебоксары), завод «Автоприбор» (г.Владимир), ОАО «Стеклохолдинг» (г.Гусь-Хрустальный), завод «Гидропривод» (г.Шахты, Ростовская обл.), ОАО «Электроприбор» (г.Воронеж) и др. На этих заводах поставленное оборудование используется как в инструментальном производстве для изготовления пресс-форм, так и в основном производстве при изготовлении серийной продукции.
СГ: Насколько широко, по вашему мнению, на российских предприятиях распространена высокоскоростная механообработка?
И.М.: К сожалению, количество продаж такого оборудования пока еще крайне мало — его стоимость выше, чем у «обычных» станков. Но те, кто уже использует его в своем производстве, отмечают высокую эффективность высокоскоростной механообработки.
СГ: Пользуется ли популярностью у ваших заказчиков оборудование для быстрого прототипирования?
И.М.: Опять же, из-за относительно высокой стоимости такого оборудования, уровень продаж пока не слишком высок. Однако в конце этого года мы заключили несколько контрактов на поставку трехмерных принтеров, и спрос на такое оборудование растет.
СГ: Ваша компания в качестве базовой системы проектирования предлагает высокоуровневую САПР Pro/ENGINEER. Как известно, компания PTC испытывает сейчас определенные трудности. Оказывает ли состояние дел в этой компании влияние на маркетинговую политику фирмы SOLVER?
И.М.: В нашей стране люди очень часто поддаются панике, доверяя необоснованным слухам.
Тем не менее мы считаем, что руководство компании PTC ранее делало излишне большой крен в сторону PLM-системы Windchill, вынуждая своих корпоративных заказчиков работать в Windchill и Pro/ENGINEER одновременно. Сама же система Pro/ENGINEER (если не принимать во внимание возможные ошибки менеджеров PTC) была и остается отличным инструментом для решения задач конструкторско-технологической подготовки производства. Это доказывает большой положительный опыт наших заказчиков и партнеров. Компания SOLVER занимается внедрением САПР на базе Pro/ENGINEER с 1994 года, и все это время Pro/ENGINEER остается одной из наиболее эффективных высокоуровневых систем. А такие высокоуровневые системы, как CATIA и Unigraphics, продолжают быть конкурентами Pro/ENGINEER.
Основными нашими заказчиками являются приборостроительные предприятия и поставщики компонентов для автомобилестроительных заводов. На аналогичных предприятиях Pro/ENGINEER широко используется во всем мире. Приблизительно в семи случаях из десяти нам удается аргументированно доказать потенциальным заказчикам, что Pro/ENGINEER для них — наиболее подходящий инструмент и разумное вложение средств. Разговаривая с ними, мы делаем основной акцент на функциональные возможности Pro/ENGINEER, а не на коммерческий успех или неуспех разработчика.
Рынки САПР в России и США серьезно различаются, поэтому мы полагаем, что предприятиям при выборе базовой САПР необходимо принимать в качестве основного критерия функциональные возможности самой системы, а не текущую котировку акций компании-разработчика. Если объективно рассматривать Pro/ENGINEER как интегрированный программный продукт, то по своим возможностям он ничем не уступает CATIA и Unigraphics. А в плане параметризации Pro/ENGINEER и сейчас значительно опережает своих конкурентов.
СГ: Как вы считаете, сохранит ли
Pro/ENGINEER в ближайшем будущем свои позиции на рынке САПР в России?
И.М.: Головной офис компании SOLVER находится в Воронеже, поэтому мы не можем лоббировать Pro/ENGINEER в Москве на уровне государственных структур. В этом отношении CATIA и Unigraphics находятся в более выгодной позиции. Тем не менее наша компания завоевывает заказчиков на реальных машиностроительных производствах, помогая предприятиям решать реальные производственные проблемы.
СГ: Недавно стало известно о том, что корпорация RAND Worldwide Corp, известная как поставщик решений на основе Pro/ENGINEER, заключила соглашение с компанией IBM по продвижению системы CATIA V5. Вас это не смущает?
И.М.: Да, это действительно так. И это обстоятельство беспокоит некоторых наших партнеров по бизнесу. Российское представительство компании RAND сделало необходимые разъяснения по поводу заключенного соглашения. Ситуация такова, что RAND тратит на продвижение CATIA не более пятой части своих ресурсов. А больше половины прибыли компания получает за счет продвижения Pro/ENGINEER. Компания RAND имеет достаточно многогранную структуру бизнеса, поэтому в самом факте этого соглашения нет ничего страшного. И большинство наших заказчиков это понимают.
СГ: Как известно, компания SolidWorks Corp объявила фирме PTC настоящую войну. Насколько остро вы ощущаете конкуренцию Pro/ENGINEER и SolidWorks?
И.М.: Конкуренция между SolidWorks и Pro/ENGINEER действительно существует, но мы все же считаем, что это системы разного уровня. Единственная позиция, по которой SolidWorks выигрывает у Pro/ENGINEER, — это русификация интерфейса, выполненная разработчиком. По всем остальным критериям нет никаких причин, позволяющих считать SolidWorks сильнее Pro/ENGINEER.
СГ: А каким образом решаются вопросы адаптации Pro/ENGINEER под российские требования ГОСТ и ЕСКД?
И.М.: С 1999 года Pro/ENGINEER позволяет оформлять документацию в соответствии с требованиями ЕСКД. Кроме того, совместно с партнерами наша фирма полностью перевела на русский язык документацию по Pro/ENGINEER (23 книги). Перевод интерфейса Pro/ENGINEER на русский язык был сделан нами еще в 1999 году, но так как компания PTC все еще не признала локализацию продукта, мы не можем предлагать его нашим заказчикам.
СГ: Часто можно услышать мнение, будто бы у Pro/ENGINEER сложный пользовательский интерфейс. Вы согласны с этой точкой зрения?
И.М.: В 1999 году компания PTC приняла решение о постепенном переходе на новый тип интерфейса. Большое количество заказчиков по всему миру вынудило PTC осуществлять плавный переход, что признается сейчас некоторыми аналитиками как ошибка. Из-за постепенной замены интерфейса от Pro/ENGINEER отвернулись некоторые потенциальные заказчики. Но, с другой стороны, плавность перехода позволила сохранить существующих корпоративных заказчиков. Сейчас у Pro/ENGINEER очень удобный и легко осваиваемый интерфейс, и у новых пользователей не возникнет с ним никаких проблем.
СГ: Сколько времени требуется на то, чтобы научить конструктора азам работы в Pro/ENGINEER?
И.М.: Руководствуясь опытом внедрения Pro/ENGINEER, мы разработали собственный базовый курс обучения, рассчитанный на пять рабочих дней. Этот курс несколько шире, чем те, что предлагаются в качестве базовых в компаниях PTC и RAND. По завершении его более 75% обучаемых успешно осваивают основы Pro/ENGINEER и далее могут самостоятельно работать без нашего сопровождения.
СГ: Сколько заказчиков, использующих Pro/ENGINEER, насчитывается у компании SOLVER?
И.М.: Сейчас у нашей компании порядка 40 крупных партнеров. В среднем каждый заказчик приобретает 10 рабочих мест Pro/ENGINEER.
СГ: Вашими заказчиками обычно становятся начинающие пользователи САПР либо к вам чаще обращаются предприятия, имеющие неудачный опыт внедрения каких-нибудь систем?
И.М.: У нас есть заказчики, которые начинали практически с нуля, не зная о САПР абсолютно ничего. Были случаи, когда заказчики уже имели большой опыт работы с двумерным черчением в AutoCAD и их было достаточно трудно переориентировать на проектирование в трехмерном пространстве.
СГ: Каким образом компания SOLVER находит новых заказчиков?
И.М.: Большинство клиентов приходит к нам по рекомендациям тех предприятий, на которых мы уже проводили комплексное внедрение. Остальным потенциальным клиентам мы предоставляем возможность посетить эти предприятия и убедиться в эффективности предлагаемых нами решений.
СГ: Многие поставщики комплексных решений предлагают заказчикам комбинацию САПР высокого, среднего и низкого уровней. Какова позиция компании SOLVER в этом вопросе?
И.М.: Вся конструкторско-технологическая документация может быть полностью оформлена в Pro/ENGINEER, поэтому мы считаем, что дополнительно тратить средства на другие системы нецелесообразно. Кроме того, стоимость базового модуля Pro/ENGINEER Foundation сейчас даже ниже, чем у SolidWorks, при более широкой функциональности.
СГ: Все ли производственные задачи решаются исключительно средствами Pro/ENGINEER или вы также предлагаете разработки других фирм?
И.М.: Задачи проектирования и конструирования изделия, как и разработка управляющих программ для станков с ЧПУ, полностью решаются средствами Pro/ENGINEER. Но мы также предлагаем продукты других разработчиков, когда возможности Pro/ENGINEER заказчику кажутся избыточными или сложными в использовании на текущий момент (например, модули для написания управляющих программ для оборудования с возможностями многоосевой механообработки).
СГ: Насколько жестко сформирован пакет предлагаемых вами решений, могут ли появиться в нем новые продукты?
И.М.: Поскольку поставляемое нами оборудование для механообработки достаточно сложное, оно иногда требует применения специализированных программных средств (например, PartMaker для визуализации механообработки на сложном специализированном оборудовании).
СГ: Занимается ли компания SOLVER разработкой собственного программного обеспечения?
И.М.: Да, нами был разработан модуль PartList для автоматизированного составления спецификаций в среде Pro/ENGINEER. На многих предприятиях применяются различные внутренние стандарты, поэтому нам часто приходится настраивать решения под конкретного заказчика.
СГ: Чем вызвано то обстоятельство, что компания SOLVER начала предлагать своим заказчикам пакет для моделирования сложных поверхностей ICEM Surf?
И.М.: Дело в том, что в свое время ICEM Surf был частью Pro/ENGINEER и принадлежал компании PTC. У нас есть специалисты, которые в совершенстве владеют этим продуктом.
СГ: Какими средствами решаются задачи ведения электронного архива документации и технического документооборота?
И.М.: Для решения этих задач мы предлагаем нашим заказчикам PLM-систему Windchill. Мы занимаемся ею больше года, и она отлично себя зарекомендовала. Для решения задач планирования производства мы предлагаем ERP-систему SAP R/3. В Windchill очень хорошо развиты интерфейсы взаимодействия с Pro/ENGINEER и SAP R/3.
СГ: Насколько сложно настроить PLM-систему Windchill под производственный процесс конкретного заказчика?
И.М.: Настройка Windchill производится специалистами SOLVER. У нас есть специальный отдел, сотрудники которого занимаются сопровождением Windchill. При внедрении системы всегда удается находить компромиссы между пожеланиями заказчика и возможностями продукта.
СГ: Существуют ли библиотеки стандартных элементов для Pro/ENGINEER?
И.М.: Проблема создания библиотек типовых элементов решается двумя способами. Иногда мы прибегаем к помощи других компаний, которые уже решали аналогичные задачи, но для других САПР. Другой путь — научить заказчика самому создавать необходимые ему библиотеки элементов. В большинстве случаев заказчик предпочитает самостоятельно создавать библиотеки, поскольку считает, что у него это получится лучше — с учетом специфики производства. Мне думается, что этот подход не всегда целесообразен.
СГ: Как вы считаете, на каких предприятиях внедренные фирмой SOLVER комплексные решения работают лучше всего?
И.М.: Прежде всего — это ОАО «ЧНППП “Элара”» (г.Чебоксары). Хорошие результаты были достигнуты на заводе «Автоприбор» (г.Владимир) и на АО «ЭМК-АТОММАШ» (г.Волгодонск, Ростовская обл.).
СГ: Какие условия необходимы для успешного внедрения предлагаемых фирмой SOLVER решений?
И.М.: Самое главное условие — стремление руководства предприятия достичь намеченной цели. А такие проблемы, как обучение персонала предприятий и организация взаимодействия между подразделениями, мы всегда решаем успешно.
СГ: С какими основными проблемами сталкивается ваша компания при внедрении комплексных решений?
И.М.: Основная проблема — организационная. Кроме того, на многих российских предприятиях высока степень изношенности станков и оборудования.
СГ: Испытывает ли компания SOLVER дефицит высококвалифицированного персонала?
И.М.: Высококвалифицированный персонал в дефиците всегда и везде. Однако в свое время Воронеж был крупным промышленным центром, поэтому сегодня у нас работают специалисты из многих воронежских предприятий. Большинство наших сотрудников имеют 20-летний опыт работы в автоматизации машиностроительного производства.
СГ: Есть ли у компании SOLVER представительства в других городах России?
И.М.: Да, у нас есть представительства в Москве, Ижевске и Нижнем Новгороде. Кроме того, в Москве работает Технический Центр SOLVER, который, будучи действующим прототипом современного машиностроительного предприятия, является своего рода полигоном для отработки параметров проектов, выполняемых для наших заказчиков. Руководитель, заинтересованный в развитии своего производства, найдет в Центре возможности по эффективному осуществлению технологического и организационного перевооружения предприятия.
СГ: Позвольте поздравить от лица наших читателей компанию SOLVER с открытием нового головного офиса и Проектного Центра, которым позавидовали бы большинство московских фирм. До встречи в 2003 году!
И.М.: Спасибо! Желаем процветания вашему журналу и всем его читателям.
Беседу провел Константин Евченко.
«САПР и графика» 12'2002