12 - 2003

Комплексная автоматизация — путь в будущее

Опыт внедрения САПР в ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»

Виктор Карасев, Илья Альков

Рынок кузовных автофургонов сегодня отличается динамичностью роста, емкостью и широтой спектра потребностей заказчиков. Различные автофургоны и передвижные модули требуются практически во всех сферах: грузоперевозки, медицина, обитаемые модули для геологоразведчиков, вахтовых бригад, МЧС, оборонных нужд.

Шумерлинский комбинат автофургонов работает в данной области уже более 70 лет. С 1967 года здесь началось освоение производства кузовов-фургонов из армированного пенопласта бескаркасной конструкции. В отличие от деревометаллических кузовов, они оборудуются системой отопления и вентиляции, электрощитом автоматической защиты. Конструкция панелей обеспечивает повышенную прочность и герметичность. Кузова-фургоны устанавливаются на шасси ГАЗ, ЗИЛ, «Урал», МАЗ, КамАЗ и т.д. Основным заказчиком автофургонов ранее являлось Министерство обороны СССР. Более 80% продукции шло на военные цели.

В период реформ управленческая команда под руководством генерального директора предприятия Вячеслава Ивановича Захарова разработала и реализовала программу выхода из кризиса, основой которой было увеличение выпуска продукции гражданского назначения. В кузовных цехах было организовано производство комплектующих изделий, которые ранее приобретались на других предприятиях. Генеральный директор рассказывает о сегодняшних условиях деятельности комбината: «Наш рынок постоянно требует новых оригинальных разработок. При этом клиентам нужно оперативное выполнение. Основную роль сейчас играет отдел маркетинга, а далее по степени важности следует конструкторское подразделение, объем работ для которого постоянно растет. Мы разрабатываем до пяти-шести моделей в месяц — конечно, на базе основных модулей, но тем не менее это новые разработки. Разумеется, основной способ выдержать такие сроки при дефиците кадров — внедрять комплексные системы автоматизации, выбирать оптимальные программные и аппаратные средства».

Подробнее остановимся на номенклатуре изделий ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» (КАФ). В период перехода на конверсионную продукцию важную роль играло освоение заказов для медицины: машин скорой помощи на шасси ГАЗ и флюорографических автофургонов на шасси ЗИЛ и КамАЗ. Все они имеют целый ряд преимуществ и особенностей. К примеру, на медицинском автомобиле первую помощь можно оказывать как на месте происшествия, так и во время движения. Многоцелевой медицинский модуль «Диагностика», созданный на комбинате, представляет собой мощный лечебно-диагностический комплекс для обеспечения медицинской, психологической и экологической помощи населению отдаленных районов. Модуль награжден дипломом Госстандарта России.

Сегодня в номенклатуре продукции комбината — вахтовые машины и автомастерские, автомагазины и рефрижераторы, машины специального назначения, автовышки, автофургоны с оборудованием для очистки воды до уровня питьевой автофургоны для перевозки продуктов питания. Одна из экзотических моделей — созданный по заказу Госцирка фургон для перевозки животных. По-прежнему большой объем изделий производится по военным заказам — можно отметить передвижные командные пункты, центр «Журналист» для работы прессы в полевых условиях. Среди заказчиков комбината есть и иностранные компании, например недавно выполнена поставка партии модулей в Японию.

В области производства кузовов разрабатываются два направления: кузова, жестко привязанные к шасси автомобиля, и съемные кузова-контейнеры, которые могут быть также оборудованы собственным погрузочно-разгрузочным устройством, что позволяет при износе автомобиля переставить фургон на другое шасси либо при доставке нескольких фургонов пользоваться одним автомобилем. Экономия для заказчиков налицо.

Задача внедрения САПР в проектном конструкторско-технологическом отделе стала особенно актуальной в 1999 году. Конечно, вопрос о том, какие программы приобрести, был для руководства отдела крайне важным. Оценка ПО производилась по следующим критериям: полная русификация, соответствие ЕСКД, высокий уровень функциональности, и простота освоения. Большую роль при выборе САПР, ее внедрении и поддержке сыграло тесное сотрудничество ОАО «КАФ» с НПП «Автоматика-Сервис» (г.Чебоксары) и с ее руководителем Сергеем Семеновичем Сорокиным. В результате выбор был сделан в пользу системы КОМПАС компании АСКОН. Первоначально обучение прошли пять сотрудников. Опыт работы показал, что программа была хорошо воспринята в отделе. Был поставлен вопрос о дальнейшей компьютеризации отдела и его дополнительном оснащении конструкторскими САПР.

В 2002 году встала задача автоматизации технологических процессов, началось внедрение системы КОМПАС-Автопроект, а кроме того, предприятие приобрело пакет КОМПАС-Штамп. Освоение САПР было организовано без ущерба для производственного графика. Приобретению новых лицензий способствовало четкое понимание руководством важности развития автоматизации и необходимости внедрения именно лицензионного софта. Последние решения руководства по автоматизации предприятия — приобретение нескольких новых лицензий КОМПАС-3D, объединение отдела в локальную сеть, анализ новой системы управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM и подготовка к ее внедрению.

Александр Петрович Самарин, заместитель главного конструктора предприятия, так подвел итоги автоматизации конструкторско-технологического отдела: «Особенность нашей сегодняшней работы заключается в том, что даже на близкие по функциональности изделия разные заказчики дают различные технические задания по компоновке, материалам и т.д. Благодаря САПР мы добились выполнения заказов по проектированию даже в столь жесткие сроки. Нужно учесть, что наши конструкторы не были изначально подготовлены к использованию данного программного обеспечения, а у многих вообще не было опыта работы на компьютере. Выбор системы КОМПАС оправдал себя: сотрудники нашего отдела смогли быстро приступить к выполнению проектов в электронном виде».

В последние годы на комбинате произошло сокращение штата, многие специалисты ушли на пенсию. Но за счет применения САПР проектный конструкторско-технологический отдел не только сохранил, но и увеличил темпы выполнения и объемы работ. По словам самих конструкторов, сегодня использование кульмана считается на предприятии «прошлым веком». Вместе с тем отдел еще не использует на 100% все возможности САПР. В настоящее время сотрудники знакомятся с новым решением ЛОЦМАН:PLM. Планируется, что внедрение средств коллективной работы над проектами выведет отдел на новый уровень. Хочется отметить творческий, заинтересованный подход конструкторов к освоению данной системы. Идет диалог с разработчиками и внедренцами, высказываются предложения по развитию программного обеспечения, по адаптации программ к особенностям предприятия.

Нужно отметить, что давним партнером комбината является известное НПП «Проект-техника» (г.Москва), с которым АО «КАФ» работает более десяти лет. «Проект-техника»  — генеральный разработчик базовых моделей кузовов-контейнеров. Этапы становления разработки и производства кузовов-контейнеров оба предприятия прошли вместе — это и конструкторские работы, и технологическое проектирование, и организация кооперации по изготовлению. Технология «сандвич-панелей», обеспечивающая лучшую тепло- и шумоизоляцию, также разработана в ходе сотрудничества этих предприятий. И сейчас кооперация остается залогом успешной работы. НПП «Проект-техника» является крупным заказчиком комплексных решений КОМПАС от АСКОН; на предприятии реализуется концепция единого информационного пространства. Пока «Проект-техника» и КАФ еще в значительном объеме ведут обмен конструкторской документацией в бумажном виде, но в перспективе будет произведен полный переход к электронному документообороту, обмену информацией через Интернет.

Автоматизация конструкторско-технологического отдела ОАО «КАФ» рассматривается руководством комбината комплексно. Сегодня все руководители предприятий подобного уровня считают, что резервы повышения конкурентоспособности следует искать в сфере высоких технологий. Актуальность задачи организации единой информационной системы повышается и в связи с тем, что предприятие сегодня входит в одну из крупнейших машиностроительных компаний — ОМЗ («Объединенные машиностроительные заводы»).

По словам генерального директора ОАО «КАФ» В.И.Захарова, единое информационное пространство обеспечит следующие преимущества: прозрачность деятельности предприятия, оперативность и достоверность информации, тесную взаимосвязь всех управленческих задач, действенный контроль в режиме реального времени, согласование потоков работ с учетом наличия материальных ресурсов и производственных возможностей подразделений. В конечном счете комплексная автоматизация — одно из средств повышения экономической эффективности предприятия.

Евгений Юрьевич Водяной, заместитель генерального директора по стратегическому развитию, рассказывает: «Проведение единого процесса автоматизации у нас продумано достаточно четко. Информационные системы должны решать задачу разработки и хранения совокупности конструкторской, технологической и производственной документации в электронном виде, регламентировать процедуры их хранения и дополнения. К реализации этой концепции мы идем поэтапно. Продолжается автоматизация конструкторского отдела. Внедрив систему управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM, мы сделаем еще один шаг к решению стоящей перед нами задачи — интеграции конструкторскую, техногическую и цеховую информацию в единую систему. В ближайших планах — приобретение нового технологического оборудования с ЧПУ. Еще раз подчеркнем, что наше производство все более индивидуализируется под нужды конкретных заказчиков. Далее планируется, что финансовые, плановые, бухгалтерские службы будут автоматизированы средствами, совместимыми с тем программным обеспечением, которое мы приобретаем у АСКОН, а возможно, произойдет интеграция с САПР уже имеющихся у нас систем».

Таким образом, сегодня предприятие вплотную подошло к внедрению ERP-системы, обеспечивающей оптимальное распределение и использование ресурсов, учет и прогнозы затрат. Принцип выбора системы будет таким же, как и при выборе САПР: соотношение функциональности и стоимости должно соответствовать уровню предприятия. Исходя из анализа систем на рынке, специалисты и руководители отделов отдают предпочтение системе ИТРП, разработчиком и внедренцем которой является дочернее предприятие компании «1С».

Е.Ю.Водяной отмечает: «Дальнейшие наши задачи — движение от автоматизации проектирования к созданию и использованию электронных архивов документации, к работе с электронными версиями прежних проектов, переход на качественно новый уровень сопровождения конструкторско-технологической документации в производстве, управление информационными потоками при разработке, производстве и на протяжении всего жизненного цикла изделия. Надеемся, что выполнить все это нам помогут эффективные решения, которые предлагает компания АСКОН».

«САПР и графика» 12'2003