12 - 2003

Lotsia ERP — решение задач комплексной автоматизации предприятий

Алексей Родионов

Цель данной статьи — дать общее представление о системе управления предприятием Lotsia ERP. Более подробно ее возможности будут рассмотрены в последующих публикациях. Материал является продолжением цикла статей, посвященных программным продуктам автоматизации деятельности предприятий компании «Лоция Софт». Речь идет о системах PartY, LS Flow, «Координатор», которые позволяют автоматизировать документооборот компании, архив офисной и технической документации, управление составом изделия и проекта, снабжение, складирование, производство, сбыт, послепродажное сопровождение изделий и многие другие необходимые функции. Кроме того, данные системы предоставляют возможность организовать обмен данными друг с другом и с другими системами, установленными на предприятии: с бухгалтерскими и кадровыми программами, системами САПР, АСУТП, технологической подготовки производства и т.п.

Такая схема «кусочной» автоматизации сейчас широко распространена и, как оказалось, жизнеспособна. Собственно, ничего другого сегодня никто из производителей предложить и не может, так как на рынке отсутствует программный продукт от одного производителя, тем более отечественного, который позволил бы автоматизировать большое современное промышленное предприятие на всех участках: от проектирования до продажи и обслуживания (или до утилизации). Поэтому автоматизация компании заключается в обеспечении совместной работы продуктов от различных производителей на одном предприятии. При этом зачастую оказывается, что управляет всеми этим процессами не служба автоматизации компании, а сами подразделения, которые подбирают системы автоматизации по принципу пригодности для данной структуры. Понятно, что вопросы обмена данными между службами предприятия и возможности интеграции с системами других подразделений, как правило, не анализируются. В итоге на предприятии появляется программный «зоопарк» и, по мере увеличения объемов данных, циркулирующих внутри компании, проблема представления данных в удобоваримом для взаимодействия всех структурных единиц компании виде становится для отделов автоматизации трудноразрешимой. Зачастую получается, что отделы автоматизации занимаются не развитием программно-аппаратного обеспечения компании, а по большей части операторской деятельностью, заключающейся в адаптации данных из разных отделов с целью объединения необходимой отчетности для анализа деятельности компании. Нет нужды говорить, что если вопросам взаимодействия систем на этапе их выбора уделялось недостаточное внимание, то и результат не порадует, причем не только отдел автоматизации — в конце концов это служба обеспечения, но и те подразделения, для которых эти данные готовятся. В общем, если плохи пчелы, то и меда хорошего не будет.

С учетом всего вышеизложенного понятно, что основная забота ответственных за автоматизацию компании — это поиск таких решений, которые позволяли бы максимально эффективно организовать информационное взаимодействие подразделений между собой для обеспечения производительной деятельности компании и возможности оперативного анализа результатов этой деятельности. О каком же классе программных продуктов идет речь? Естественно, что если мы говорим о предприятии в целом и в частности о проблеме обмена данными, то речь идет о решениях масштаба предприятия, затрагивающих работу большинства структур компании. Это ERP-системы, системы документооборота и некоторые другие. Внедрение таких систем сопряжено со значительными трудностями организационного и субъективного характера, такими как переучивание персонала, перенос старых данных в новую систему с их предварительной обработкой, обеспечение «гладкого» перехода (без остановки работы), преодоление сопротивления (саботажа) отдельных сотрудников и т.п. Но в то же время эти системы позволяют организовать работу большинства подразделений предприятия в едином информационном пространстве, существенно снизить количество шлюзов по обмену информацией между различными программными продуктами и значительно упростить построение аналитических массивов информации, в которых постоянно нуждается менеджмент.

Еще одним плюсом таких систем представляется наличие в них развитых средств интеграции с другими системами, что позволяет при внедрении подобной системы не жертвовать теми продуктами, которые хорошо себя зарекомендовали и замена которых не является необходимостью. Как правило, это программы, использующиеся в тех подразделениях, деятельность которых не связана напрямую с внедряемыми системами. А их замена только увеличит трудности, перечисленные ранее, как в количественном, так и в качественном отношении. Например, нужно ли менять систему САПР или АСУТП, если с ней можно наладить автоматизированный обмен информацией? Скорее всего, нет. Даже если такая необходимость существует, это можно сделать на более поздних этапах автоматизации.

Итак, предположим, что у компании назрела необходимость радикального обновления программного обеспечения управления предприятием. Какие выгоды даст внедрение Lotsia ERP? Сразу следует оговориться: данная система, как и все остальные, представленные на рынке, не предполагает автоматизации всех подразделений предприятия в полном объеме. Как отмечалось в начале статьи, подобных систем не существует. И слово «комплексная» в названии указывает не на то, что автоматизировано будет «всё и вся». Ведь в переводе с английского это слово означает еще и «сложный». Сложность состоит в том, что системы этого класса претендуют на автоматизацию очень большого числа подразделений, а это сложно и в техническом, и в организационном, и в социальном плане. Какие же функции можно автоматизировать с помощью Lotsia ERP? К таким функциям можно отнести маркетинг; планирование; заказ и снабжение; производство; склад; сбыт; кадровый учет; бухгалтерский учет; управленческий и оперативный учет; финансовый учет; аналитику.

Все подразделения компании, занятые в выполнении данных бизнес-функций, получают доступ к одним и тем же данным, причем реализован к этим данным постоянный доступ: не нужно ждать каких-либо передач, сверок, отчетов из других систем. Таким образом, достигается оперативность, которой зачастую так не хватает на больших предприятиях. При этом система позволяет учитывать все особенности хозяйствования в наших условиях. Прежде всего речь идет о выстраивании схем снабжения производства материалами и комплектующими и схем многоуровневого финансирования в рамках холдинговых структур. На практике это обычно означает потребность работы с единым набором данных в рамках материального, оперативного, управленческого, финансового учета и раздельного учета данных для фискальных органов.

В качестве иллюстрации можно привести пример работы производственного предприятия, где для оценки, например, производственной программы необходимо оперировать данными по материалам и комплектующим на всех складах плюс данными о товарах в пути от поставщиков. В то же время по бухгалтерии все эти материальные ценности проходят по различным юридическим лицам или вообще не числятся и их учет требуется вести отдельно. Ну а товар в пути, естественно, и вовсе никак не учитывается. В результате налицо классический случай расхождения потребностей подразделений. На практике такие коллизии приводят к тому, что если на предприятии нет системы, подобной Lotsia ERP, то производственники работают на программе собственного изготовления, бухгалтерия работает в покупной программе, вводя половину данных вручную и порождая ошибки, снабженцы работают еще на чем-то, ну а аналитики сводят в MS Excel массив информации из разных источников, пытаясь подсчитать прибыль хотя бы приблизительно. Полученная цифра, как правило, весьма далека от той, что через месяц дает бухгалтерия. Хотя понятно, что бухгалтерские цифры отнюдь не всегда удовлетворяют потребности менеджмента компании. Lotsia ERP позволяет вводить данные однократно, при этом извлекая эти данные в тех разрезах и в том виде, которые нужны абсолютно разным подразделениям. А как видно из вышеописанного примера, цели этих подразделений зачастую не только не совпадают, но и взаимоисключают друг друга.

Вернемся к перечню функций, предоставляемых Lotsia ERP. Список, как видно, весьма солидный. Для предприятий различных отраслей какие-то из перечисленных функций могут отсутствовать. Но и тех, что имеются, вполне достаточно для выполнения прогнозирования полного торгово-производственного цикла с учетом имеющихся ресурсов (материальных, технических, финансовых) и дальнейшего анализа полученных результатов с выходом на последующий прогноз.

Как же Lotsia ERP позволяет решить описанные выше проблемы взаимодействия с другими структурами компании? Здесь непременно следует упомянуть о том, что Lotsia ERP может работать совместно с системой Lotsia PDM PLUS, которая позволяет автоматизировать архив офисной и технической документации, содержит PDM (Product Data Management)-компонент и предоставляет возможность автоматизировать весь документооборот компании. Компонент документооборота поддерживает предопределенную и свободную маршрутизацию с возможностью гибкого построения схем движения документов. Эти системы полностью интегрированы между собой и вместе образуют программный комплекс Lotsia PLM, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл изделия, документа и т.д.

Для обмена данными с проектно-конструкторскими отделами предусмотрены модули интеграции с большим набором САПР. Это дает возможность на лету определить возможность производства того или иного заказа, его ориентировочную себестоимость, возможность и сроки поставки материалов для производства.

Средства доступа к данным и выгрузки данных в определенных пользователем форматах плюс средства генерации отчетов (не говоря о встроенной аналитике) позволяют пользователю понять, как ему лучше решать потребности во внутренней и внешней аналитике.

Наконец, средства обмена данными дают возможность загружать/выгружать данные в/из других систем, например прайс-листы поставщиков, конкурентов, номенклатурные справочники материалов и т.п.

Lotsia ERP — продукт интеграционного развития систем автоматизации предприятия компании «Лоция Софт», который вобрал в себя большой опыт внедрений на предприятиях самых различных областей народного хозяйства и позволяет эффективно организовать работу подавляющего большинства подразделений крупной компании в едином информационном пространстве.

Продолжение следует.

«САПР и графика» 12'2003