Поддержка инженерного образования — одна из стратегических целей компании «Топ Системы»
На протяжении последних лет промышленные предприятия в России сталкиваются с серьёзным вызовом в области инженерных кадров. Кроме того, в некоторых учебных заведениях наблюдается снижение интереса к инженерным и техническим специальностям со стороны абитуриентов. Например, один из государственных технических университетов предлагает всем, кто сдал ЕГЭ в сумме на 165 баллов и выше, зачисление на бюджетную форму обучения по техническим направлениям. Это практически минимальный проходной балл ЕГЭ, который демонстрирует нехватку студентов, желающих поступить на такие направления. Ситуация со специалистами инженерных профессий — серьезный сигнал о необходимости переосмысления роли этих профессий в общественном и экономическом развитии страны.
Государство предпринимает меры по улучшению ситуации: запускаются программы поддержки специалистов, работающих на промышленных предприятиях, увеличивается количество бюджетных мест в учебных заведениях, разрабатываются целевые образовательные программы, запускаются стратегические инициативы по повышению привлекательности инженерного образования. Так, на 2024/25 учебный год было выделено 254 081 бюджетное место на инженерные направления в вузах — на 2 263 больше, чем в предыдущем году. Формирование инженерного потенциала также требует комплексной поддержки со стороны бизнеса, промышленности и разработчиков инженерного программного обеспечения. Как отмечают в АРПП, для успешного перехода на отечественное ПО необходимо активнее внедрять отечественный софт в образовательный процесс, адаптировать учебные программы и обеспечивать техническую поддержку*.
Компания «Топ Системы», один из лидеров в области разработки отечественного инженерного программного обеспечения, на протяжении нескольких лет демонстрирует пример комплексного подхода к задаче формирования трёхсторонней связки «разработчик — учебные заведения — предприятия». Компания ведёт системную работу по взаимодействию с различными учебными заведениями, обеспечивая их современными цифровыми инструментами для проектирования и управления полным жизненным циклом изделия. «Топ Системы» не только предоставляет свои технологии, но и рассказывает о способах их эффективного использования в соответствии с практическими задачами. Вести деятельность в этом направлении в компании начали несколько лет назад, когда по результатам собственного анализа рыночной ситуации была выявлена будущая потребность в импортозамещении инженерных программ и PLM-систем. В «Топ Системы» обратили внимание на дефицит инженерных кадров со знанием российских решений и на широкое применение иностранного ПО в процессе обучения и подготовки специалистов.
«Мы понимаем, что высокий инженерный потенциал страны невозможно сформировать без тесного сотрудничества с учебными заведениями. Именно поэтому мы активно развиваем программы поддержки для них, чтобы каждый преподаватель и учащийся имел возможность использовать российские программные решения для обучения», — подчёркивает Татьяна Торопова, заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям компании, «Топ Системы».
Для поддержки учебной и академической среды в компании разработали специальную образовательную программу «Факультет САПР», а в рамках этой программы дополнительно запустили серию открытых просветительских онлайн-вебинаров «Школа САПР».
Особое место в этой программе занимает «Летняя школа САПР» — бесплатная серия вебинаров по работе с программным комплексом T-FLEX PLM для преподавателей и специалистов в сфере образования. В 2025 году «Летняя школа САПР» пройдёт с 21 по 29 августа, и её программа будет сфокусирована на базовых функциях и логике работы в САПР T-FLEX CAD. В течение онлайн-курса участники будут выполнять практические работы с кураторской проверкой, а в конце смогут пройти сертификационное задание на предмет владения навыками проектирования в системе T-FLEX CAD и получить сертификат.
«Летняя школа САПР 2025 — это не просто обучение работе в T-FLEX CAD, это пространство, где рождаются идеи и укрепляются профессиональные связи. Мы стремимся создать атмосферу, в которой инженеры и преподаватели смогут делиться опытом и осваивать современные подходы к цифровизации учебных материалов. Для нас это не формальность, а вклад в будущее, ведь именно такие инициативы вдохновляют, стимулируют образовательную деятельность и формируют новое поколение инженеров России», — отметила Зайцева Ольга, менеджер по работе с учебными заведениями и куратор образовательных инициатив, «Топ Системы»
Летняя школа САПР предназначена для преподавателей, учителей, методистов и любых специалистов в сфере образования:
- для тех, кто преподает САПР и намерен профессионально обучать студентов методикам и инструментам работы в T-FLEX CAD;
- для тех, кто преподает технические дисциплины и хочет углубить свои знания и навыки для проведения уроков по техническим дисциплинам;
- для тех, кто готовит учебные материалы и планирует оптимизировать учебные материалы технических дисциплин и оцифровать их с помощью инструментов T-FLEX CAD.
Летняя школа САПР пройдет в онлайн-формате с 21 по 29 августа. Темами занятий станут следующие:
- Ключевые возможности T-FLEX CAD 17 и их применение в учебном процессе
- Элементы геометрического черчения: формообразование, конструктивные элементы.
- Вспомогательная геометрия. 3D-моделирование
- Проекционные виды. Оформление чертежа
- Сборка, сборочный чертёж
- Средства анализа геометрии. Внешние форматы сохранения файлов T-FLEX CAD
Таким образом, «Топ Системы» не просто поставляет программное обеспечение, а инвестирует в будущее отрасли, делая ставку на образование как на один из ключевых ресурсов развития.
Сегодня инженер — это не просто профессия, это точка опоры для экономического роста и технологической независимости. Повышение привлекательности этой профессии, рост качества подготовки и доступ к лучшим инструментам — вот три столпа, на которых должен строиться новый этап инженерного образования. «Топ Системы» открыта к сотрудничеству со всеми, кто разделяет эту позицию, кто заинтересован в том, чтобы российская инженерная специальность не просто сохранила свои традиции, но и вышла на передовые позиции в глобальном технологическом ландшафте.
*по материалам «Обзор АРПП: 20% регионов РФ используют отечественное ПО для сдачи экзамена по информатике - АРПП «Отечественный софт»»