TechnologiCS: нестандартные методы применения и новые результаты
С TechnologiCS мы ознакомились в декабре прошлого года — и буквально сразу одной из основных тем на переговорах с разработчиками стала необходимость интеграции системы с программным обеспечением, уже работающим на предприятии. Причин тому было две:
- содержащиеся в TechnologiCS данные соответствуют начальной стадии процесса — от составления спецификаций до реализации изделия конечному потребителю, то есть являются базовыми при расчете цен, составлении планов и многих отчетов;
- руководство предприятия предъявляет жесткие требования к соблюдению правил обращения данных в едином файлово-информационном пространстве: данные вводятся один раз, информация поступает в подразделения без задержек и т.д.
Забегая вперед, скажу, что работу мы начинали с версией 1.08, а уже в версии 2.02 разработчиками были предложены новые функциональные возможности, которые практически полностью вписались в принятую на предприятии концепцию работы с информацией (документооборот, экспорт данных в формат Access) и значительно облегчили нам, сотрудникам отдела АСУП, интеграцию данных TechnologiCS в существующие информационные потоки.
Ниже мы кратко рассмотрим ту часть схемы единого информационного пространства (его неотъемлемой частью является TechnologiCS), которая определяет прохождение заказа с момента поступления на предприятие коммерческого запроса до расчета плановой цены на изделие.
Вводная информация: на предприятии действуют программы «Учет коммерческих запросов», «Расчет цен», TechnologiCS, ведется справочник цен на ТМЦ.
Итог: в программе «Расчет цен» необходимо получить данные о прямых, накладных и административных затратах на производство изделия.
Информация о поступившем коммерческом запросе вносится в программу «Учет коммерческих запросов», которая в части основных данных интегрирована с программой «Расчет цен» (рис. 1).
Получение этих данных — сигнал к началу работы подразделений, участвующих в подготовке информации для передачи в ПЭО (нормировщики, снабжение, технические службы). Материальное и трудовое нормирование, проектирование техпроцессов осуществляются стандартными средствами TechnologiCS. Для обработки данных средствами других программ и для получения нестандартных отчетов мы ввели в TechnologiCS несколько дополнительных параметров (рис. 2):
- потребляемая мощность (необходимо для расчета затрат на технологическую электроэнергию);
- код изделия в коммерческом запросе (необходимо для передачи данных в «Расчет цен»).
Когда информация о материалах, трудозатратах, техпроцессах введена и проверена, она передается в программу «Расчет цен». Здесь мы взяли за основу систему построения отчетов TechnologiCS с возможностью получать данные в формате MS Access. Кроме того, была написана небольшая процедура на VBA, которая после загрузки данных в базу Access запускает внешнее приложение. Имя процедуры указывается в настройках отчета (рис. 3).
Процесс формирования документа завершается запуском разработанной нами программы, которая обрабатывает базу данных отчета (в формате MS Access) с подключением справочника цен и выводит полученные результаты на экран (рис. 4).
Остальное — дело техники. Прежде всего данные проверяются на предмет элементарных ошибок (отсутствие цен, равных нулю; разность между потребностью и чистым весом, которая всегда должна быть больше нуля; наличие привязки к цеху и т.д.). Дальнейшие действия возможны только по завершении всех проверок. Одно из таких действий — экспорт данных в программу расчета цены. Ключевым здесь является параметр код изделия в коммерческом запросе: именно по его значению производится поиск соответствующего запроса в программе «Расчет цен». Если запрос обнаружен и получено подтверждение экспорта, итоговые данные с разбивкой по цехам дополняют запрос (рис. 5) в разделе «Материалы».
Аналогичным образом осуществляется перенос данных из TechnologiCS и по другим составляющим прямых затрат: оснастке, энергоносителям (в части электроэнергии), трудозатратам. Утвержденную итоговую цену отдел маркетинга использует при работе с потребителем.
Принцип совместного использования данных из разных систем положен в основу еще одной нашей наработки — автоматизированного формирования дефицита на изделие (заказ, план производства): в процесс формирования дефицита мы включаем не только данные TechnologiCS, но и выборку остатков по складу из бухгалтерской программы.
Созданная нами система электронного оповещения оперативно доводит до подразделений всю необходимую информацию.
Итак, что же мы выиграли от появления TechnologiCS?
- благодаря одновременной работе нескольких специалистов над одним изделием, а также жесткой многовариантной структуризации изделий с возможностью быстрого поиска и изменения данных сократились сроки подготовки изделий к производству;
- появился гибкий инструмент построения отчетов;
- есть возможность двусторонней интеграции данных TechnologiCS и других систем.
Эксплуатация же TechnologiCS как звена в едином информационном пространстве предприятия позволила нам дополнить информационные потоки недостающими данными из первоисточника, которым как раз и является TechnologiCS. Как следствие, сократилось количество ошибок, меньше стало беготни с бумажками по этажам, неразберихи и суеты при планировании. Следует отметить и то, что реализация сквозного цикла при подготовке изделия в TechnologiCS наряду с четкой регламентацией работы со стороны ответственных за внедрение системы на предприятии, а также с работой системы оповещения позволила дисциплинировать работу как отдельных сотрудников, так и подразделений в целом. Зная, над чем нужно работать сейчас и что планируется сделать в ближайшее время, руководитель может четко спланировать работу подразделения, проследить за ходом ее выполнения и потребовать предоставления необходимых данных в срок. Таким образом, мы вплотную подошли к организации работы в системе управленческого учета — но это тема уже совсем другого разговора…