САПР ElectriCS и UG/Wiring
Технологии разработки бортовых электрифицированных систем в авиационно-космической отрасли
Цепочка проектирования ElectriCS и UG/Wiring
ElectriCS: базовые моменты технологии разработки схем
Интерфейс взаимодействия систем ElectriCS и Unigraphics
UG/Wiring: основные этапы процесса проектирования монтажей жгутов
Проектирование бортовых систем оборудования характеризуется жесткими требованиями к весовой составляющей, обусловливающей повышенную степень детализации проекта, и к взаимоувязке бортового оборудования в отсеках проектируемого изделия. Поэтому задача поиска технологий, позволяющих осуществить сквозное проектирование электрооборудования (от разработки принципиальных электрических схем до формирования трехмерных моделей жгутов в общей модели объекта и формирования документов технологической подготовки производства), здесь особенно актуальна.
Эта статья посвящена одной из таких технологий, построенной на основе систем проектирования ElectriCS, Connect UG, Unigraphics и модуля UG/Wiring1. Методика работы с этими программными продуктами была опробована специалистами ОАО «ОКБ Сухого» в процессе проектирования бортовых электрифицированных систем.
Цепочка проектирования ElectriCS и UG/Wiring
Укрупненная блок-схема цепочки проектирования, отображенная на рис. 1, представляет собой последовательность стадий проектирования с использованием САПР ElectriCS и UG/Wiring. Формирование подобных цепочек с использованием различных САПР может реализовываться путем организации интерфейса взаимодействия своеобразного промежуточного формата, в который преобразуются данные одной системы проектирования и который воспринимается другой системой. В нашем случае в качестве такого интерфейса используются файлы Перечень компонентов и Перечень соединений, созданные модулем Connect UG САПР ElectriCS.
Рис. 1
Подобная организация процесса проектирования и обмена данными позволяет реализовать сквозное проектирование полного объема КД, осуществить формирование в автоматическом режиме технологических документов любого вида. Построенная система обеспечивает возможность безболезненно и оперативно интегрировать новые программные модули и тем самым реализовать прогрессивные методы проектирования.
ElectriCS: базовые моменты технологии разработки схем
Система позволяет разрабатывать принципиальные электрические схемы, поддерживать базу электрических устройств, осуществлять трассировку проводов, создавать схемы соединений, настраивать и создавать формы отчетов, формировать сопроводительную документацию к схемам и исходные данные для моделирования жгутов в среде UG/Wiring.
ElectriCS состоит из графического редактора схем (AutoCAD (www.autocad.ru) c использованием панели инструментов ElectriCS), модуля логической обработки схемы, системы управления базой электрических устройств, генератора отчетов и системы управления проектами. Кроме того, в систему входит ряд сервисных утилит.
Ниже приведены основные этапы проектирования КД электрических схем с использованием САПР ElectriCS.
Порядок разработки принципиальной схемы (Э3):
• внесение в проект электрических устройств из базы электрических устройств (рис. 2);
Рис. 2
• определение буквенно-позиционных обозначений электрических устройств;
• разработка принципиальной схемы с использованием редактора схем AutoCAD (рис. 3).
Рис. 3
Порядок разработки схемы соединений (Э5):
• определение оболочек проекта. Размещение электрических устройств по оболочкам (рис. 4);
Рис. 4
• определение технологических разъемов (размещение частей разъемов в сопряженные оболочки) и клеммных колодок (размещение колодки в одну из сопряженных оболочек). Трассировка линий связи через технологические разъемы и клеммные колодки (использование фильтра проводов по критерию транзита из одной оболочки в другую) (рис. 5);
Рис. 5
• предварительное определение муфт сращивания. Задача сводится к установлению необходимого количества муфт, необходимых для разводки всех линий связи проекта. При этом каждая муфта приобретает позицию по электрической схеме и привязывается к соответствующей линии связи. Тип муфт пока не определяется;
• определение жгутов проекта;
• определение марок проводов и кабелей;
• автоматическое определение типов распределенных ранее муфт сращивания на основе информации о марке и сечении подходящих проводов;
• корректировка результата определения муфт сращивания; ручная трассировка (рис. 6);
Рис. 6
• определение типов минусовых шин и болтов; уточнение обозначений;
• определение наконечников проводов;
• оформление листов схем соединений при помощи редактора схем AutoCAD;
• оформление отчетов (таблиц проводов, спецификаций и т.д.).
Интерфейс взаимодействия систем ElectriCS и Unigraphics
Обмен данными осуществляется при помощи утилиты Connect UG путем создания и передачи файлов списков компонентов и соединений, которые используются при формировании трехмерной модели жгута в модуле UG/Wiring. Кроме того, Connect UG позволяет импортировать данные по длинам проводов в ElectriCS из модуля UG/Wiring. Эти данные импортируются при приеме (файл списка соединений уточняется в модуле UG/Wiring).
База данных электрических устройств ElectriCS обеспечивает сохранение ссылок на модели электрических устройств, выполненных в Unigraphics, что позволяет разместить необходимые устройства в трехмерной модели с помощью обменного файла Перечень компонентов.
UG/Wiring: основные этапы процесса проектирования монтажей жгутов
Для сквозного точного проектирования 3D-моделей логических жгутов используется модуль UG /Wiring (UG/Жгуты). Под термином «логический жгут» понимается жгут, в котором имеется однозначная связь между проводами, входящими в его состав, и устройствами (соединителями), к которым эти провода подключаются.
Таким образом, в жгутах, спроектированных указанным способом, возможно:
• проследить каждый из входящих проводов в рамках электронного 3D-макета объекта;
• визуализировать связи между устройствами;
• получить жгут с точным, изменяющимся по трассе диаметром (габаритом);
• получить чертеж (плаз) жгута с необходимой сопроводительной документацией.
В общем случае процесс проектирования выглядит следующим образом:
• создание сборки монтажа жгута средствами модуля UG/Assemblies в рамках электронного 3D-макета объекта;
• назначение позиционных обозначений 3D-моделям устройств и соединителям с помощью блок-схемы или электрической схемы проектируемой системы с позиционными обозначениями агрегатов оборудования и электрических соединителей;
• установка элементов крепления жгута к конструкции объекта;
• установка электрических устройств;
• создание траекторий (центральных осей) будущего жгута средствами UG/Routing/Base (рис. 7);
Рис. 7
• присвоение каждому из включенных в сборку жгута соединителю или устройству позиционного обозначения по Перечню компонентов (полученному из САПР ElectriCS) с использованием автоматического (в случае уникальности) или ручного режима (рис. 8);
Рис. 8
• прокладывание в автоматическом режиме проводов, содержащихся в Перечне соединений (перечень получен из САПР ElectriCS) (рис. 9);
Рис. 9
• получение точной 3D-модели жгута с реальными диаметрами ствола, изменяющимися у ответвлений (рис. 10);
Рис. 10
• получение реальных длин проводов в жгуте;
• экспорт данных о длинах проводов из Перечня соединений для дальнейшего использования при разработке электрической схемы соединений в САПР ElectriCS;
• выполнение чертежа жгута средствами модуля UG/Wiring/Fromboard в соответствии с действующей в отрасли НТД.
Заключение
Внедрение систем проектирования с достаточно подробной детализацией разрабатываемого проекта не только позволяет осуществлять контроль корректности и тем самым повышает качество разрабатываемой КД, но и открывает широкий спектр дополнительных возможностей, таких как:
• осуществление более детальной технологической поддержки производства (формирование в автоматическом режиме любых форм технологических документов);
• повышение степени автоматизации производства;
• контроль качества собранных изделий;
• диагностика неисправностей.
Реализация этих задач, а также совершенствование технологий проектирования бортовых электрифицированных систем одно из важнейших направлений развития информационных технологий ОАО «ОКБ Сухого».
Андрей Талалыкин Начальник бригады ОАО «ОКБ Сухого». Карен Кочаров Начальник бригады ОАО «ОКБ Сухого». |
1Описываемые инструменты работают в версиях UG NX1, NX2, NX3. ElectriCS, Connect UG и модуль UG/Wiring разработки компании Consistent Software (www.consistent.ru).