3 - 2008

Учение — по-прежнему свет!

Надежда Максимова

Успех любой компании зависит от того, как работают ее сотрудники. Часто бывает, что организация не может достичь поставленных целей именно из-за низкого профессионализма персонала. Иногда сотрудники не справляются со своими обязанностями потому, что имеют о них весьма смутное представление или не знают, как применить свои теоретические знания в конкретной практической ситуации. Нередко сотрудники не могут совершенствовать свои знания и навыки из-за постоянной «текучки» или скрытого производственного конфликта. В любой из этих ситуаций недостаточно качественная работа съедает временные и финансовые ресурсы организации.

Длительное время работая в сфере автоматизации проектирования, наш учебный центр сталкивается с такими случаями практически ежедневно. Организации тратят огромные деньги на приобретение программного обеспечения, но при этом экономят средства или жалеют рабочее время на обучение сотрудников, предоставляя им самостоятельно разбираться в сложнейших системах автоматизированного проектирования.

Так, одна из крупных российских проектных организаций приобрела недавно появившийся на рынке продукт AutoCAD Revit Architecture, призванный минимизировать временные затраты и сократить сроки сдачи проектов. Однако то ли из-за чрезвычайной загруженности, то ли по причине экономии средств сотрудники так и не прошли полноценного обучения работе с программой и не представляют себе в полной мере все ее возможности. В итоге работа специалистов выглядит так: часть ее они выполняют в Revit, а затем импортируют документ в Archicad, где дорабатывают чертеж.

Что может дать обучение самому сотруднику и организации

Сотруднику

Организации

Повышение эффективности

Повышение общей эффективности

Мотивация

Сокращение расходов компании и сокращение уровней управления

Уверенность в себе

Развитие организации в соответствии со стратегией

Уверенность в своем профессиональном будущем

Способность организации справляться со сложными ситуациями

Повышение своей рыночной стоимости как профессионала

Формирование кадрового резерва

Профессиональная репутация

Страховка на случай потери ключевого сотрудника

Уважение

Экономия средств на процедурах поиска и отбора нового персонала

Повышение качества жизни

Имидж компании

Способность самостоятельно справляться со сложными рабочими ситуациями

Запас прочности компании

 

Легко себе представить, сколько времени тратится на лишние манипуляции и насколько увеличиваются сроки работы при использовании всего 30-35% потенциала программы. А ведь закупая современные программные средства, руководство компании, наоборот, стремилось их уменьшить. Экономия получилась весьма сомнительной.

Но и сотрудников этой организации можно понять. Ведь им в короткие сроки нужно было освоить совершенно новый для них программный продукт. А ежедневную работу с ее срочными проектами, графиками, совещаниями у руководства и прочими отвлекающими факторами никто не отменял.

Безусловно, выполнение текущих проектов можно совместить с освоением новых программных средств. Но при этом важно не забывать, что на этапах внедрения и освоения новых программных продуктов рабочий процесс всегда замедляется. Ведь несмотря на то, что специалисты выполняют хорошо известную работу, им приходится использовать новые методы. А пытаясь сделать два дела одновременно — закончить срочный проект и освоить новый программный продукт, — они зачастую не преуспевают ни в одном из них.

Специалистам действительно сложно оторваться от рабочего процесса на неделю или две, чтобы пройти обучение в специализированном учебном центре. Однако эта проблема вполне решаема: многие учебные центры проводят обучение групп слушателей прямо на территории заказчика. Это дает компании возможность обучить специалистов, экономя при этом значительные суммы на их проезде и проживании, а специалистам — возможность обучаться неполный день, уделяя время и текущей работе.

Необходимость обучения при закупке новых программных продуктов очевидна. Но зачем обучать специалистов, давно работающих с программой, — ведь разобраться в новой версии гораздо проще, чем с нуля изучать новый продукт?

На первый взгляд это верно. Но вот еще один пример, показывающий, что этот вопрос не так прост, как кажется. Руководство крупной московской компании, которая давно работает с программными продуктами Autodesk, неожиданно столкнулось с тем, что у многих специалистов проблемы возникают даже на стадии работы с AutoCAD, не говоря уже о более сложных программах. Зачастую люди теряют время, выполняя проекты с использованием САПР. Проектировщики, например, плохо представляют себе схему работы со слоями в AutoCAD. Получается, что одни специалисты, сделав необходимые им чертежи, передают их смежникам, которые начинают просто-напросто удалять ненужные им элементы. В итоге внешний вид чертежа изменяется, его трудно сопоставить с первоначальным вариантом. Специалисты перестают понимать друг друга, конфликтуют, а это приводит к значительным задержкам и трудностям в работе. Однако если бы они знали, что слои с ненужными элементами можно на время отключать, а в случае необходимости включать снова, то всех этих проблем можно было избежать.

При самостоятельном освоении продукта сотрудники, как правило, изучают прежде всего те функции, которые необходимы им для работы в данный момент, и в итоге обучение получается однобоким и бессистемным.

Преимуществом обучения в специализированном учебном центре как раз и является системный подход. Изучение программного продукта происходит по заранее разработанной программе, совмещающей теоретические знания с практическими. Несмотря на то что на курс отводится всего несколько дней, учащиеся испытывают на себе так называемый эффект погружения.

Существуют различные виды и типы обучения — как для корпоративных, так и для индивидуальных пользователей с различной степенью подготовленности.

Изучение продукта в специализированном учебном центре дает возможность получить более упорядоченные, а значит, лучше приспособленные для дальнейшего использования в работе знания.

Для тех компаний, которые еще не определились в выборе программного обеспечения, посещение курсов учебного центра является отличной возможностью подробнее ознакомиться с программными продуктами и сопоставить их со спецификой работы своей компании.

Однодневные тест-драйвы, семинары, проводящиеся во все большем числе учебных центров, также позволяют специалистам за короткое время ознакомиться с возможностями новых для них продуктов и в дальнейшем повлиять на решение об их приобретении. К сожалению, некоторые руководители считают, что вкладывать средства в обучение специалистов невыгодно, так как существует вероятность их увольнения и перехода к конкурентам. Но дело в том, что повышение квалификации, обучение и развитие собственного персонала — это и есть конкурентное преимущество, доступное любой компании, заботящейся о своем будущем и будущем своих сотрудников. И правы те руководители, которые считают, что инвестиции в инновации и обучение сотрудников окупаются с лихвой.

Обучение персонала — это взаимовыгодный процесс как для сотрудников, так и для организации.


Надежда Максимова

Менеджер консультационно-учебного центра «ИНФАРС».

В начало В начало

САПР и графика 3`2008