Учение — по-прежнему свет!
Успех любой компании зависит от того, как работают ее сотрудники. Часто бывает, что организация не может достичь поставленных целей именно из-за низкого профессионализма персонала. Иногда сотрудники не справляются со своими обязанностями потому, что имеют о них весьма смутное представление или не знают, как применить свои теоретические знания в конкретной практической ситуации. Нередко сотрудники не могут совершенствовать свои знания и навыки из-за постоянной «текучки» или скрытого производственного конфликта. В любой из этих ситуаций недостаточно качественная работа съедает временные и финансовые ресурсы организации.
Длительное время работая в сфере автоматизации проектирования, наш учебный центр сталкивается с такими случаями практически ежедневно. Организации тратят огромные деньги на приобретение программного обеспечения, но при этом экономят средства или жалеют рабочее время на обучение сотрудников, предоставляя им самостоятельно разбираться в сложнейших системах автоматизированного проектирования.
Так, одна из крупных российских проектных организаций приобрела недавно появившийся на рынке продукт AutoCAD Revit Architecture, призванный минимизировать временные затраты и сократить сроки сдачи проектов. Однако то ли из-за чрезвычайной загруженности, то ли по причине экономии средств сотрудники так и не прошли полноценного обучения работе с программой и не представляют себе в полной мере все ее возможности. В итоге работа специалистов выглядит так: часть ее они выполняют в Revit, а затем импортируют документ в Archicad, где дорабатывают чертеж.
Что может дать обучение самому сотруднику и организации
Сотруднику |
Организации |
Повышение эффективности |
Повышение общей эффективности |
Мотивация |
Сокращение расходов компании и сокращение уровней управления |
Уверенность в себе |
Развитие организации в соответствии со стратегией |
Уверенность в своем профессиональном будущем |
Способность организации справляться со сложными ситуациями |
Повышение своей рыночной стоимости как профессионала |
Формирование кадрового резерва |
Профессиональная репутация |
Страховка на случай потери ключевого сотрудника |
Уважение |
Экономия средств на процедурах поиска и отбора нового персонала |
Повышение качества жизни |
Имидж компании |
Способность самостоятельно справляться со сложными рабочими ситуациями |
Запас прочности компании |
Легко себе представить, сколько времени тратится на лишние манипуляции и насколько увеличиваются сроки работы при использовании всего 30-35% потенциала программы. А ведь закупая современные программные средства, руководство компании, наоборот, стремилось их уменьшить. Экономия получилась весьма сомнительной.
Но и сотрудников этой организации можно понять. Ведь им в короткие сроки нужно было освоить совершенно новый для них программный продукт. А ежедневную работу с ее срочными проектами, графиками, совещаниями у руководства и прочими отвлекающими факторами никто не отменял.
Безусловно, выполнение текущих проектов можно совместить с освоением новых программных средств. Но при этом важно не забывать, что на этапах внедрения и освоения новых программных продуктов рабочий процесс всегда замедляется. Ведь несмотря на то, что специалисты выполняют хорошо известную работу, им приходится использовать новые методы. А пытаясь сделать два дела одновременно — закончить срочный проект и освоить новый программный продукт, — они зачастую не преуспевают ни в одном из них.
Специалистам действительно сложно оторваться от рабочего процесса на неделю или две, чтобы пройти обучение в специализированном учебном центре. Однако эта проблема вполне решаема: многие учебные центры проводят обучение групп слушателей прямо на территории заказчика. Это дает компании возможность обучить специалистов, экономя при этом значительные суммы на их проезде и проживании, а специалистам — возможность обучаться неполный день, уделяя время и текущей работе.
Необходимость обучения при закупке новых программных продуктов очевидна. Но зачем обучать специалистов, давно работающих с программой, — ведь разобраться в новой версии гораздо проще, чем с нуля изучать новый продукт?
На первый взгляд это верно. Но вот еще один пример, показывающий, что этот вопрос не так прост, как кажется. Руководство крупной московской компании, которая давно работает с программными продуктами Autodesk, неожиданно столкнулось с тем, что у многих специалистов проблемы возникают даже на стадии работы с AutoCAD, не говоря уже о более сложных программах. Зачастую люди теряют время, выполняя проекты с использованием САПР. Проектировщики, например, плохо представляют себе схему работы со слоями в AutoCAD. Получается, что одни специалисты, сделав необходимые им чертежи, передают их смежникам, которые начинают просто-напросто удалять ненужные им элементы. В итоге внешний вид чертежа изменяется, его трудно сопоставить с первоначальным вариантом. Специалисты перестают понимать друг друга, конфликтуют, а это приводит к значительным задержкам и трудностям в работе. Однако если бы они знали, что слои с ненужными элементами можно на время отключать, а в случае необходимости включать снова, то всех этих проблем можно было избежать.
При самостоятельном освоении продукта сотрудники, как правило, изучают прежде всего те функции, которые необходимы им для работы в данный момент, и в итоге обучение получается однобоким и бессистемным.
Преимуществом обучения в специализированном учебном центре как раз и является системный подход. Изучение программного продукта происходит по заранее разработанной программе, совмещающей теоретические знания с практическими. Несмотря на то что на курс отводится всего несколько дней, учащиеся испытывают на себе так называемый эффект погружения.
Существуют различные виды и типы обучения — как для корпоративных, так и для индивидуальных пользователей с различной степенью подготовленности.
Изучение продукта в специализированном учебном центре дает возможность получить более упорядоченные, а значит, лучше приспособленные для дальнейшего использования в работе знания.
Для тех компаний, которые еще не определились в выборе программного обеспечения, посещение курсов учебного центра является отличной возможностью подробнее ознакомиться с программными продуктами и сопоставить их со спецификой работы своей компании.
Однодневные тест-драйвы, семинары, проводящиеся во все большем числе учебных центров, также позволяют специалистам за короткое время ознакомиться с возможностями новых для них продуктов и в дальнейшем повлиять на решение об их приобретении. К сожалению, некоторые руководители считают, что вкладывать средства в обучение специалистов невыгодно, так как существует вероятность их увольнения и перехода к конкурентам. Но дело в том, что повышение квалификации, обучение и развитие собственного персонала — это и есть конкурентное преимущество, доступное любой компании, заботящейся о своем будущем и будущем своих сотрудников. И правы те руководители, которые считают, что инвестиции в инновации и обучение сотрудников окупаются с лихвой.
Обучение персонала — это взаимовыгодный процесс как для сотрудников, так и для организации.
Менеджер консультационно-учебного центра «ИНФАРС».