8 - 2011

Как работает консалтинг

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели вопрос о решениях в области консалтинга для предприятий и организаций, которые предлагает Группа Компаний «Русский САПР». Поговорили о проблемах, с которыми сталкивается современный руководитель при выборе систем, удовлетворяющих потребности бизнеса, и вариантах их решения. Дали определение консалтинга и представили следующие типовые модели для эффективного достижения целей:

  • глобальная модель — модель, которая строится на основании бизнес­процессов организации, рассчитанная на гарантированное обеспечение типовых и перспективных задач развития организации в течение следующих трех­пяти лет. Эта модель включает и описывает внедрение различных технологий: 2D­ и 3D­проектирования (с учетом разработки регламентов групповой, параллельной работы над проектом), системы архива и документооборота (технической документации и ОРД), системы управления проектами (календарного и ресурсного планирования), а также ряда других компонентов, исходя из нужд заказчика. Используя данный вариант, организация приходит к построению комплексной (корпоративной) информационной системы (КИС) — рис. 3;
  • перспективная модель — модель, призванная повысить эффективность решения текущих задач организации. Например, увеличить производительность труда отдельных подразделений (проектных, изыскательских и т.п.), оптимизировать бизнес­процессы, но без их глубокой переработки, разработать пакет рекомендаций, которые позволят ей остаться конкурентоспособной, но при этом не тратить существенные ресурсы на внедрение полнофункциональной КИС (рис. 4).

Теперь давайте поговорим о способах реализации консалтинговых проектов и результатах, которые вы получаете в ходе проведения консалтингового исследования.

Рис. 3. Пример концепции КИС

Рис. 3. Пример концепции КИС

Рис. 4. Перспективная модель достижения целей

Рис. 4. Перспективная модель достижения целей

Реализация консалтинговых проектов

Реализация консалтингового проекта состоит из трех основных этапов:

  1. изучение потребностей заказчика и фиксация узких мест в бизнес­процессах;
  2. предложение концептуальных вариантов организации комплексной системы;
  3. разработка концепции внедрения, технического задания и технического проекта внедрения КИС.

Кратко расскажем о том, как это реализуется.

Этап 1. Обследование

На этом этапе проводится большая исследовательская работа по сбору информации об организации, ее целях, перспективных задачах, описываются основные бизнес­процессы и информационные потоки. Очень важной на данном этапе является фиксация негативных факторов, то есть тех самых узких мест в бизнес­процессах, которые препятствуют развитию организации или замедляют его.

Теперь настало время объяснить, почему оптимизация бизнес­процессов является настолько важной для организаций и почему мы уделяем этому вопросу пристальное внимание.

Изучая бизнес­процессы в различных организациях, мы можем с уверенностью сказать, что зачастую они бывают излишне бюрократизированы, построены (адаптированы) под конкретных сотрудников, узконаправленны в соответствии с нуждами каких­либо отделов и групп. В итоге всё это порождает ряд ненужных согласований, волокиту и приводит к трате времени и денег, но главное — организованный таким образом бизнес­процесс абсолютно непрозрачен для руководства со всеми вытекающими последствиями.

Наша идея оптимизации бизнес­процессов состоит в том, что проектная организация должна уйти от бюрократизации и усложнения бизнес­процессов и вернуться к своей сути, то есть к ПРОЕКТИРОВАНИЮ — бизнес­процессу, который будет существовать для нее всегда и не должен зависеть ни от структуры организации, ни от воздействия внешних факторов (собственников, руководителей и т.п.). Нужно реализовать полную автоматизацию проектирования: сделать процесс более эффективным, управляемым и прозрачным (что не всегда нужно персоналу проектных подразделений и их локальным руководителям).

Этап 2. Согласование концепции и модели дальнейшего развития

После того как все бизнес­процессы изучены, а факты зафиксированы, консультанты предлагают заказчику ряд возможных вариантов развития и построения КИС, по которым организация может двигаться дальше.

На данном этапе заказчик выбирает объем необходимых преобразований, исходя из своих возможностей (кадровых, финансовых и т.д.) и потребностей, то есть выбирает путь, по какой из моделей развития будут осуществляться преобразования — глобальной или перспективной.

Этап 3. Разработка концепции внедрения, технического задания и технического проекта внедрения КИС

После выбора и утверждения заказчиком пути развития и основных концептуальных решений, которые будут использоваться в том или ином случае развития, специалисты ГК «Русский САПР» приступают к проектированию КИС и разработке всей необходимой документации, такой как концепция внедрения, техническое задание и технический проект внедрения КИС.

Разработка документации ведется с применением современных технологий описания бизнес­процессов на базе построения IDEF­моделей (Integrated DEFinition — методология моделирования сложных систем) в соответствии с требованиями отечественных государственных стандартов, например ГОСТ 34.201­89, который распространяется на автоматизированные системы, применяемые в различных сферах деятельности (управление, исследование, проектирование и т.п.), включая их сочетание, и устанавливает виды, наименование, комплектность и обозначение документов, разрабатываемых на стадиях создания автоматизированных систем.

Что в результате?

В результате выполнения такого консалтингового проекта заказчик получает концепцию построения КИС, техническое задание на внедрение и, главное, технический проект, содержащий детальное описание процесса внедрения. Имея на руках такой набор документации, заказчик волен выбрать любого системного интегратора, который сможет реализовать данный проект, либо воспользоваться услугами компании «Бюро САПР», входящей в состав ГК «Русский САПР».

Что касается гарантий, то здесь всё просто: если наша концепция не осуществима или не работает по причинам, в которых виновата компания­консультант, мы возвращаем деньги.

Как показывает опыт, после реализации проекта внедрения организация может добиться следующих результатов:

  • повышение степени прозрачности деятельности организации, так как руководитель всегда сможет определить причину той или иной задержки и оперативно принять правильное управляющее решение, что позволит минимизировать негативный эффект от этой проблемы в масштабах организации;
  • получение актуальной информации о  загрузке персонала, определение и прогнозирование различных вариантов оптимизации численности организации;
  • автоматизация всех основных бизнес­процессов, включая все виды документооборота;
  • сокращение временных затрат и минимизация влияния человеческого фактора при повторном вводе информации — проблема актуальна, если отсутствует интеграция между системами и информация вносится в различные компоненты КИС вручную;
  • существенное сокращение сроков разработки комплексных проектов, то есть  значительное увеличение производительности труда;
  • повышение качества проектной продукции;
  • создание единого информационного пространства организации с возможностью доступа к необходимой информации в любое время и из любой точки мира.

И в завершение публикации хочется сказать следующее:

Учитесь на чужих ошибках!

Успешных вам внедрений и достижений в бизнесе, а мы с удовольствием поможем сделать ваш бизнес еще более прибыльным!

Отдел консалтинга ГК «Русский САПР»

P.S. По статистике, полученной нами в ходе консалтинговых работ и пилотных проектов, выполненных с применением 3D­технологий специалистами ГК «Русский САПР» в различных проектных организациях, мы можем с уверенностью заявить, что для проектного подразделения организации численностью порядка 30 специалистов ожидается снижение трудозатрат в целом по проектной группе на 45,8%, что позволяет увеличить количество выпускаемых проектов более чем в полтора раза.


Окончание. Начало в № 7'2011.

САПР и графика 8`2011