SAP2000 для расчета и проектирования транспортных сооружений
В России немного расчетнопроектирующих комплексов (РПК), которые применяют для объектов мостостроения, — это «Лира» и Midas Civil. Данные конечноэлементные (КЭ) комплексы основаны на традиционной сеточной технологии, поэтому используются для расчета только отдельных элементов моста (пролетные строения и опоры), не связанных в одной модели друг с другом.
Однако для расчета моста на сейсмику в некоторых случаях требуется полная модель, в которой пролетные строения, опорные части, опоры, их фундаменты и основание объединены в одну систему. Согласно рекомендациям по учету сейсмических воздействий на мосты, это необходимо для подвижных опорных частей, имеющих большой коэффициент трения. К ним относятся плоские и тангенциальные опорные части, то есть наиболее массовые на автодорожных мостах.
Если проектируется 34пролетный мост, то в традиционных РПК появляется огромное количество сеточных узлов, что затрудняет КЭанализ. Поэтому в некоторых комплексах пошли по пути отказа от КЭсетки, ограничиваясь только геометрическим моделированием в виде геометрических объектов:
- точечных, линейных, плоских;
- объемных, из которых составляется 2D или 3Dмодель.
Линейные объекты применяют для моделирования таких конструктивных элементов, как балки, колонны, фермы, а также канаты. Плоские объекты — для пластин, мембран и пологих оболочек. Твердотельные объекты предназначены для 3Dмоделей.
Геометрические объекты объединяются друг с другом посредством точек сшивки, которых в модели в 1001000 раз меньше, чем в традиционной сеточной модели обычных КЭузлов.
По такой технологии построена работа РПК SAP2000 компании Computer and Structures, Inc. Эта программа разработана в Калифорнии и за последние 10 лет стала популярна у инженеров США и Канады. Нужно сказать, что частично данная технология используется и в Robot, но в нем нет сервиса для построения различных мостовых конструкций и этапов их монтажа.
SAP2000 позволяет легко моделировать мосты со сложной геометрией пролетных строений, различными граничными условиями и нагружениями.
Модель моста определяется параметрически, с применением знакомых инженерумостовику терминов:
- пролетные строения и диафрагмы;
- опорные части, шарниры, деформационные швы;
- промежуточные опоры с ростверками в виде ригеля и нескольких стоек;
- устои, основание опор;
- полосы автопроезда.
Для уже назначенной модели можно менять такие параметры, как:
- тип поперечного сечения пролетных строений и опор;
- толщина, ширина и косина проезжей части;
- поперечный и продольный наклон пролетных строений;
- механические характеристики и высота опорных частей и т.д.
Имеются макросы для построения следующих сложных объектов:
- висячие мосты;
- пространственные арки и призмы;
- отводы труб, их соединения и пересечения;
- подземные конструкции для фундаментов (бездонные и объемные ящики);
- различные поперечные сечения балок: семь типов коробчатых железобетонных; I и Uобразные преднапряженные; сталежелезобетонные.
Отдельно следует отметить уникальный генератор моделей криволинейных в плане и профиле автодорожных мостов, что ценно при создании сложных развязок.
Достаточно быстрый решатель позволяет моделировать:
- этапы строительства, ползучесть, растяжение кабелей (вант);
- геометрическую нелинейность (Pдельта и большие перемещения);
- физическую нелинейность (пролетных строений, опорных частей, фундаментов и грунтовых условий);
- потерю устойчивости и предельное равновесие (push over);
- статический и динамический анализ.
Включена автоматическая генерация сочетаний нагружений по нормам AASHTO LRFD.
Программа проектирует пролетные строения мостов по следующим нормам:
- составная стальная балка — AASHTO LRFD 2007 и 2008;
- железобетонная коробчатая балка — AASHTO LRFD 2007;
- преднапряженная балка I и Uсечения — AASHTO LRFD 2007.
Компанияразработчик имеет мировое признание в области современных достижений (инноваций) проектирования мостов на сейсмику.
При расчете на сейсмику в «Лире» и Midas Civil находятся только упругие перемещения узлов от стандартных спектров ответа.
В SAP2000 же заложены новейшие нормы проектирования элементов мостов на сейсмику:
- AASHTO 2007;
- нормы Департамента транспорта Калифорнии (CALTRANS, Seismic Design Criteria, 2004).
Это позволяет:
- определять уменьшение жесткости стоек опор за счет образования там трещин и решать нелинейные задачи потери устойчивости;
- находить зоны образования пластических шарниров в железобетонных стойках опор;
- оценить обобщенный коэффициент безопасности по сейсмике.
Другая уникальная особенность SAP2000 — это применение удобной диаграммы Ганта для управления расчетом стадий монтажа элементов моста. Например:
- при продольной надвижке и навесном монтаже пролетных строений;
- для навеса кабелей вантовых мостов;
- при поэтапном бетонировании рамных конструкций и др.
Были смоделированы и посчитаны две характерные схемы автодорожных мостов.
Схема 1. Представляет собой 5пролетный мост с четырьмя опорами по схеме 2x24,4 +
+ 2x30,5 + 24,4 м.
Здесь пролетные строения смоделированы балочными конструктивными элементами. Опоры представляют собой 2столбчатые ригели из рамных конструктивных элементов.
Рис. 1. Схема 1: 3D-модель моста с показом условной проезжей части
На рис. 1 хорошо видно, что в плане мост имеет форму прямой и обратной кривой, которая иногда встречается в сложных условиях сложившейся городской застройки.
Автоматически сгенерированы сочетания нагружений:
- временная вертикальная полосовая;
- продольная и поперечная ветровая;
- центробежная на кривом участке;
- продольная тормозная.
На рис. 2 видны перемещения верха ростверков от сочетания нагрузок, вызывающих его продольное перемещение.
Рис. 2. Схема 1: перемещение элементов моста от продольных нагрузок
Схема 2. Прямой в плане мост по схеме 3x15,0 м; ширина проезжей части — 11,0 м (рис. 3).
Рис. 3. Схема 2: модель моста с показом узлов сшивки и конструктивных элементов
Для коробчатых железобетонных балок применялись тонкостенные оболочечные конечные элементы, а для стоек и ригеля — рамного типа. На рис. 4 показан режим графического отображения с обозначенными границами конструктивных элементов и двумя полосами проезда.
Рис. 4. Схема 2: 3D-модель моста с показом границ конструктивных элементов и проезжей части
Автодорожная нагрузка определена классом, включающим три различные схемы, которые имеют равномерно распределенные нагрузки 1 тс/пог. м + 2 оси по 15 тс. На рис. 5 показаны деформации моста от этой нагрузки. Для сравнения: отечественные нормы для А14 составляют 1,4 тс/пог. м + 2 оси по 14 тс.
Рис. 5. Схема 2: деформированное состояние элементов моста от подвижной нагрузки
Автоматически сгенерированы сочетания нагружений:
- временная вертикальная полосовая;
- продольная и поперечная ветровая;
- продольная тормозная;
- продольная и поперечная сейсмическая.
В режиме проектирования программа сама загружает поверхности влияния, подобные рис. 6, и строит по ним огибающие эпюры M, Q и N.
Для наивысшей категории сейсмичности D выполнен расчет на потерю устойчивости, в рамках которого программа посчитала для каждой опоры нелинейные графики их несущей способности вида «перемещения — реакции».
Рис. 6. Схема 2: поверхности влияния над проезжей частью для продольной силы в вертикальном элементе стойки
Пусть новых пользователей РПК SAP2000 не пугает его несколько аскетичный интерфейс. Программе нет равных по надежности и скорости физически нелинейных и сейсмических расчетов гражданских и транспортных объектов.