Средство против комплексов — комплексные системы
В настоящее время создание единого информационного пространства компании — актуальная задача для любой проектной организации, осознанно и целенаправленно подходящей к автоматизации проектной деятельности. Применение систем комплексного управления проектным производством на всех этапах жизненного цикла проекта, наряду с централизованной обработкой и хранением проектных данных, обеспечивает конкурентоспособность и позволяет удерживать лидирующие позиции в своей профессиональной деятельности.
Департамент ИТ-консалтинга ЗАО «Бюро САПР»
Немного истории не повредит
Если рассматривать новейшую историю автоматизации деятельности проектноконструкторских отделов и организаций начиная со времени массового распространения САПР, то можно выделить следующие ключевые вехи:
- переход от средств ручного черчения (карандаш, линейка, кульман) к черчению с использованием систем автоматизированного 2Dпроектирования, например всем известного AutoCAD;
- переход на 3Dпроектирование — тема давно известная, но для многих организаций, по ряду причин, по сей день остающаяся в разряде перспективных;
- внедрение систем электронного архива и документооборота — в данном вопросе есть куда стремиться, поскольку успешных внедрений пока мало.
Некоторые компании идут в своем развитии дальше и для автоматизации деятельности внедряют такие системы, как:
- PPMсистемы календарного и ресурсного планирования;
- PLMсистемы управления жизненным циклом объекта (изделия);
- CRMсистемы управления взаимоотношениями с клиентами;
многие другие системы с громкими названиями и аббревиатурами.
В итоге если мы рассмотрим набор средств автоматизации проектного производства среднестатистического проектного института, то, скорее всего, увидим следующую картину:
- множество «автокадов», программ и утилит для инженерных расчетов — зачастую от различных производителей, приобретенных в разное время и не интегрированных между собой;
- встречаются системы 3Dпроектирования, приобретенные для решения перспективных задач, функционал которых используется в ограниченном объеме для создания трехмерной модели, проверки коллизий, но не для получения чертежей;
- можно встретить частично внедренные системы электронного архива и документооборота, а также много «самописных» систем для решения локальных задач управления деятельностью организации;
- процессы непрозрачны, логика бизнеспроцессов прослеживается только на отдельных фрагментах.
Полученная картина хаотична: затрачено много времени и ресурсов на разработку, внедрение и сопровождение, а желаемого для бизнеса результата так и не достигнуто.
Это не видение ситуации в черном свете, а то, о чем заявляют руководители организаций при общении с «Бюро САПР» для обозначения важности стоящей задачи и того, что хотелось бы достичь в идеале. Круг задач одинаков для проектных организаций различного масштаба, руководители которых хотят:
- эффективно управлять портфелем проектов организации;
- оперативно получать информацию о ресурсах, задействованных в проектах, и принимать решения о передаче работ на субподряд или выполнении их собственными силами;
- принимать управленческие решения, исходя из оценки работ «критического пути» и прогнозирования нештатных ситуаций;
- повысить производительность труда при разработке проектной документации;
- предоставить возможность оперативного доступа к документации всем участникам проекта;
- формализовать и упорядочить процессы выпуска и согласования проектной документации;
- автоматизировать процесс согласования документов, уведомление участников проекта и контроль исполнения распоряжений, а также «привязать» организационнораспорядительную документацию к вехам проекта.
Что же на это скажет доктор — простите, системный интегратор?
Ответ не прост. «Волшебной таблетки» для решения всех проблем не существует, но можно планомерно, основываясь на применении лучших практик и опыта, выстроить решение, состоящее из набора подсистем, решающих поставленные задачи.
Об опыте и методах, применяемых ЗАО «Бюро САПР» к созданию комплексных информационных систем (КИС), предназначенных для решения задач автоматизации управления проектной и проектноконструкторской деятельностью, пойдет речь в данной статье.
Цели и задачи, решаемые комплексной системой
Предлагаемая «Бюро САПР» концепция информационной системы предназначена для комплексного информационноаналитического обеспечения процессов проектного производства. Комплексная информационная система (КИС) позволяет решать весь спектр задач автоматизации проектной деятельности. Границы применения КИС охватывают все этапы жизненного цикла проекта:
- согласование задания на проектирование;
- заключение договора с заказчиком;
- распределение объемов работ и определение необходимости привлечения субподрядчиков;
- проведение проектноизыскательских работ;
- проведение нормоконтроля и экспертизы;
- сдачаприемка работ заказчику;
- осуществление авторского надзора.
Основными целями создания информационной системы нового образца являются:
- повышение эффективности и качества управления проектами;
- увеличение скорости разработки и согласования документации: проектной, рабочей и организационнораспорядительной;
- повышение качества выпускаемой документации.
Архитектура комплексной системы
«Бюро САПР» предлагает своим заказчикам варианты использования компонентов на основе промышленных систем с целью обеспечения максимально простой интеграции подсистем КИС с действующими на предприятии заказчика информационными системами.
В рамках предлагаемой концепции КИС включает следующие подсистемы:
- управления проектами и ресурсами;
- управления документооборотом;
- автоматизации проектных работ;
- формирования отчетности;
- нормативносправочной информации.
Список подсистем может изменяться в зависимости от потребностей организации. Взаимодействие подсистем КИС реализуется в зависимости от выбираемого программного обеспечения. Схема общей архитектуры КИС представлена на рис. 1.
Рис. 1. Архитектура КИС
В настоящее время нет единого программного продукта или семейства программ от одного производителя, способных предоставить базовую среду для создания подобной информационной системы. В основу архитектуры КИС положен принцип модульного построения из независимых функциональных подсистем.
Реализация этого принципа позволяет делать КИС гибкой и легко настраиваемой в случае необходимости структурной перестройки внутри организации, изменения процессов управления или технологии проектирования. Модульность построения и отсутствие единого производителя программного обеспечения делают КИС более адаптируемой в случае необходимости расширения функционала системы, позволяя внедрять новые или модернизировать уже имеющиеся модули без перепроектирования системы в целом.
Таков, в общих чертах, образ КИС, теперь настало время рассказать о подходах к внедрению комплексной системы.
Этапы внедрения комплексной системы
Проект создания КИС — масштабное мероприятие, требующее значительных ресурсов и охватывающее продолжительный период времени. С целью снижения рисков такой проект необходимо разбить на этапы, каждый из которых завершается созданием промежуточного результата, который может быть использован в практической деятельности.
Первый этап — предпроектное обследование и концептуальное проектирование. В рамках первого этапа проводятся исследования, разрабатывается концепция создания КИС, выполняется построение модели бизнеспроцессов проектного производства, разрабатывается техническое задание на создание КИС, проводится аналитическое исследование по выбору программных платформ для реализации компонентов КИС.
В ходе первого этапа выбирается порядок разработки подсистем КИС в зависимости от потребностей заказчика.
По полученным результатам принимается решение об организации проектного офиса и разрабатывается календарный план работ следующих этапов. На рис. 2 показан один из возможных вариантов распределения работ по этапам создания КИС.
Рис. 2. Вариант распределения работ по этапам
Планируемые результаты и эффект внедрения
Результатом внедрения КС является достижение поставленных целей, что происходит за счет:
- упорядочивания обмена управленческой информацией;
- оптимизации внутренних бизнеспроцессов;
- развития проектных методов управления разработкой проектной документации;
- автоматизации процессов планирования и контроля сроков выполнения работ и занятости ресурсов;
- увеличения скорости доступа к необходимой информации;
- автоматизации процессов организации работ и оперативного обмена технической информацией;
- внедрения современных инструментов и методов проектирования;
- организации эффективных процессов взаимодействия производственных подразделений и субподрядных организаций в ходе выполнения проектных работ;
- обеспечения прозрачности производственных процессов;
- гарантирования целостности и актуальности хранения документации;
- обеспечения оперативного доступа к документации;
- стандартизации и унификации применяемых САПР.
Иными словами, при полностью введенной в промышленную эксплуатацию системе проектное производство становится прозрачным для анализа и управления бизнеспроцессами. Руководство проектной организации получает возможность управлять процессом проектирования на всех этапах выполнения работ, осуществлять контроль распределения и использования ресурсов. Централизация проектных данных и обеспечение групповой работы над проектом в едином информационном пространстве дают сотрудникам проектных подразделений возможность обмениваться информацией по проектам более оперативно, использовать единую базу проектных решений, эффективно применять конструкторские и технологические наработки прошлых лет.