9 - 2012

Средство против комплексов — комплексные системы

Андрей Злобин, Михаил Козин

В настоящее время создание единого информационного пространства компании — актуальная задача для любой проектной организации, осознанно и целенаправленно подходящей к автоматизации проектной деятельности. Применение систем комплексного управления проектным производством на всех этапах жизненного цикла проекта, наряду с централизованной обработкой и хранением проектных данных, обеспечивает конкурентоспособность и позволяет удерживать лидирующие позиции в своей профессиональной деятельности.
Департамент ИТ-консалтинга ЗАО «Бюро САПР»

Немного истории не повредит

Если рассматривать новейшую историю автоматизации деятельности проектно­конструкторских отделов и организаций начиная со времени массового распространения САПР, то можно выделить следующие ключевые вехи:

  • переход от средств ручного черчения (карандаш, линейка, кульман) к черчению с использованием систем автоматизированного 2D­проектирования, например всем известного AutoCAD;
  • переход на 3D­проектирование — тема давно известная, но для многих организаций, по ряду причин, по сей день остающаяся в разряде перспективных;
  • внедрение систем электронного архива и документооборота — в данном вопросе есть куда стремиться, поскольку успешных внедрений пока мало.

Некоторые компании идут в своем развитии дальше и для автоматизации деятельности внедряют такие системы, как:

  • PPM­системы календарного и ресурсного планирования;
  • PLM­системы управления жизненным циклом объекта (изделия);
  • CRM­системы управления взаимоотношениями с клиентами;

многие другие системы с громкими названиями и аббревиатурами.

В итоге если мы рассмотрим набор средств автоматизации проектного производства среднестатистического проектного института, то, скорее всего, увидим следующую картину:

  • множество «автокадов», программ и утилит для инженерных расчетов — зачастую от различных производителей, приобретенных в разное время и не интегрированных между собой;
  • встречаются системы 3D­проектирования, приобретенные для решения перспективных задач, функционал которых используется в ограниченном объеме для создания трехмерной модели, проверки коллизий, но не для получения чертежей;
  • можно встретить частично внедренные системы электронного архива и документооборота, а также много «самописных» систем для решения локальных задач управления деятельностью организации;
  • процессы непрозрачны, логика бизнес­процессов прослеживается только на отдельных фрагментах.

Полученная картина хаотична: затрачено много времени и ресурсов на разработку, внедрение и сопровождение, а желаемого для бизнеса результата так и не достигнуто.

Это не видение ситуации в черном свете, а то, о чем заявляют руководители организаций при общении с «Бюро САПР» для обозначения важности стоящей задачи и того, что хотелось бы достичь в идеале. Круг задач одинаков для проектных организаций различного масштаба, руководители которых хотят:

  • эффективно управлять портфелем проектов организации;
  • оперативно получать информацию о ресурсах, задействованных в проектах, и принимать решения о передаче работ на субподряд или выполнении их собственными силами;
  • принимать управленческие решения, исходя из оценки работ «критического пути» и прогнозирования нештатных ситуаций;
  • повысить производительность труда при разработке проектной документации;
  • предоставить возможность оперативного доступа к документации всем участникам проекта;
  • формализовать и упорядочить процессы выпуска и согласования проектной документации;
  • автоматизировать процесс согласования документов, уведомление участников проекта и контроль исполнения распоряжений, а также «привязать» организационно­распорядительную документацию к вехам проекта.

Что же на это скажет доктор — простите, системный интегратор?

Ответ не прост. «Волшебной таблетки» для решения всех проблем не существует, но можно планомерно, основываясь на применении лучших практик и опыта, выстроить решение, состоящее из набора подсистем, решающих поставленные задачи.

Об опыте и методах, применяемых ЗАО «Бюро САПР» к созданию комплексных информационных систем (КИС), предназначенных для решения задач автоматизации управления проектной и проектно­конструкторской деятельностью, пойдет речь в данной статье.

Цели и задачи, решаемые комплексной системой

Предлагаемая «Бюро САПР» концепция информационной системы предназначена для комплексного информационно­аналитического обеспечения процессов проектного производства. Комплексная информационная система (КИС) позволяет решать весь спектр задач автоматизации проектной деятельности. Границы применения КИС охватывают все этапы жизненного цикла проекта:

  • согласование  задания на проектирование;
  • заключение договора с заказчиком;
  • распределение объемов работ и определение необходимости привлечения субподрядчиков;
  • проведение проектно­изыскательских работ;
  • проведение нормоконтроля и экспертизы;
  • сдача­приемка работ заказчику;
  • осуществление авторского надзора.

Основными целями создания информационной системы нового образца являются:

  • повышение эффективности и качества управления проектами;
  • увеличение скорости разработки и согласования документации: проектной, рабочей и организационно­распорядительной;
  • повышение качества выпускаемой документации.

Архитектура комплексной системы

«Бюро САПР» предлагает своим заказчикам варианты использования компонентов на основе промышленных систем с целью обеспечения максимально простой интеграции подсистем КИС с действующими на предприятии заказчика информационными системами.

В рамках предлагаемой концепции КИС включает следующие подсистемы:

  • управления проектами и ресурсами;
  • управления документооборотом;
  • автоматизации проектных работ;
  • формирования отчетности;
  • нормативно­справочной информации.

Список подсистем может изменяться в зависимости от потребностей организации. Взаимодействие подсистем КИС реализуется в зависимости от выбираемого программного обеспечения. Схема общей архитектуры КИС представлена на рис. 1.

Рис. 1. Архитектура КИС

Рис. 1. Архитектура КИС

В настоящее время нет единого программного продукта или семейства программ от одного производителя, способных предоставить базовую среду для создания подобной информационной системы. В основу архитектуры КИС положен принцип модульного построения из независимых функциональных подсистем.

Реализация этого принципа позволяет делать КИС гибкой и легко настраиваемой в случае необходимости структурной перестройки внутри организации, изменения процессов управления или технологии проектирования. Модульность построения и отсутствие единого производителя программного обеспечения делают КИС более адаптируемой в случае необходимости расширения функционала системы, позволяя внедрять новые или модернизировать уже имеющиеся модули без перепроектирования системы в целом.

Таков, в общих чертах, образ КИС, теперь настало время рассказать о подходах к внедрению комплексной системы.

Этапы внедрения комплексной системы

Проект создания КИС — масштабное мероприятие, требующее значительных ресурсов и охватывающее продолжительный период времени. С целью снижения рисков такой проект необходимо разбить на этапы, каждый из которых завершается созданием промежуточного результата, который может быть использован в практической деятельности.

Первый этап — предпроектное обследование и концептуальное проектирование. В рамках первого этапа проводятся исследования, разрабатывается концепция создания КИС, выполняется построение модели бизнес­процессов проектного производства, разрабатывается техническое задание на создание КИС, проводится аналитическое исследование по выбору программных платформ для реализации компонентов КИС.

В ходе первого этапа выбирается порядок разработки подсистем КИС в зависимости от потребностей заказчика.

По полученным результатам принимается решение об организации проектного офиса и разрабатывается календарный план работ следующих этапов. На рис. 2 показан один из возможных вариантов распределения работ по этапам создания КИС.

Рис. 2. Вариант распределения работ по этапам

Рис. 2. Вариант распределения работ по этапам

Планируемые результаты и эффект внедрения

Результатом внедрения КС является достижение поставленных целей, что происходит за счет:

  • упорядочивания обмена управленческой информацией;
  • оптимизации внутренних бизнес­процессов;
  • развития проектных методов управления разработкой проектной документации;
  • автоматизации процессов планирования и контроля сроков выполнения работ и занятости ресурсов;
  • увеличения скорости доступа к необходимой информации;
  • автоматизации процессов организации работ и оперативного обмена технической информацией;
  • внедрения современных инструментов и методов проектирования;
  • организации эффективных процессов взаимодействия производственных подразделений и субподрядных организаций в ходе выполнения проектных работ;
  • обеспечения прозрачности производственных процессов;
  • гарантирования целостности и актуальности хранения документации;
  • обеспечения оперативного доступа к документации;
  • стандартизации и унификации применяемых САПР.

Иными словами, при полностью введенной в промышленную эксплуатацию системе проектное производство становится прозрачным для анализа и управления бизнес­процессами. Руководство проектной организации получает возможность управлять процессом проектирования на всех этапах выполнения работ, осуществлять контроль распределения и использования ресурсов. Централизация проектных данных и обеспечение групповой работы над проектом в едином информационном пространстве дают сотрудникам проектных подразделений возможность обмениваться информацией по проектам более оперативно, использовать единую базу проектных решений, эффективно применять конструкторские и технологические наработки прошлых лет.

САПР и графика 9`2012

Регистрация | Войти