Ключевое преимущество ADEM
Wikipedia утверждает, что «ADEM (англ. Automated Design Engineering Manufacturing) — российская интегрированная CAD/CAM/CAPP/PDM-система, предназначенная для автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП)». Разработка системы была начата в 1990-х годах двумя основными группами разработчиков из Москвы (конструкторский САПР CherryCAD — лауреат премии Совета Министров СССР 1990 года) и Ижевска (технологический САПР «Катран»). На выставке «Металлообработка-2015» нам удалось пообщаться с Алексеем Александровичем Казаковым, к.т.н., руководителем НПК «Крона», одним из создателей легендарной системы, который не только ответил на вопросы, но и пообещал передать на тестирование следующую версию ADEM.
Андрей Ловыгин: Алексей Александрович, о системе ADEM знают многие, но мало кому известна история ее возникновения. Пожалуйста, расскажите о том, как появился этот программный продукт. С чего все начиналось?
Алексей Казаков: Все начиналось с независимых команд — двух составляющих, которые легли в основу интегрированной CAD/CAMсистемы ADEM. Конструкторская, или CADчасть, — это ребята из НПО Машиностроения (г.Реутов), которые во второй половине 1980х сделали CherryCAD, фактически — аналог AutoCAD. Технологическая, или CAMчасть, — это система «Катран» (у программы сменилось несколько названий. — Прим. ред.), которая изначально разрабатывалась на Ижевском мотозаводе. Даже по тем временам (конец 1970х — начало 1980х) программа была во многом инновационной, мы ушли от существовавшего «траекторного уровня» и начали сразу использовать конструктивные элементы. Это значительно сокращало объем исходного кода и в разы увеличивало степень автоматизации. В начале 1990х на СМПО им. Фрунзе (позже — ОАО «Моторостроитель») пользовались обоими продуктами — и CherryCAD, и «Катраном». И во время визита на предприятие нас попросили доработать ПО с целью исключить необходимость заниматься «ручным» переносом геометрии из одной системы в другую. Первым делом был написан конвертор. А уже затем, после того как две команды познакомились ближе, возникла идея создания интегрированной CAD/CAMсистемы.
Алексей Казаков
А.Л.: Большая ли у вас команда разработчиков?
А.К.: В Ижевске порядка 16 человек, в Москве — 12, плюс структуры технической поддержки и маркетинга. Кроме того, я лично до сих пор занимаюсь программированием, ставлю команде задачи.
А.Л.: Каким образом вы выживаете и зарабатываете на сложном и конкурентном российском рынке CAM? Ваш основной рынок — это оборонка и образование?
А.К.: Не будем забывать, что сейчас ADEM — уже не просто CAD/CAMсистема. Большим спросом пользуется так называемое укрупненное нормирование, когда требуется оперативно оценить стоимость изготовления деталей до начала выполнения работ. И этот функционал у нас динамично развивается. Кроме того, мы успешно решаем вопросы интеграции разнообразного ПО, например систем оперативнокалендарного планирования с ADEM, разрабатываем постпроцессоры, проводим обучение. Показательный пример: предприятие «Старт» (г.Пермь) приобретает новый станок OKUMA, и буквально за одну неделю мы его запускаем в работу. Определенный кадровый голод на отечественных предприятиях способствовал появлению новой для нас услуги — разработки технологии «под ключ». Ну и, разумеется, поставка ПО, как вы правильно заметили, для промышленных предприятий и учебных заведений.
Даниил Зинченко и многочисленные посетители стенда ADEM
А.Л.: В чем, на ваш взгляд, преимущества ADEM по отношению к западным CAMсистемам?
А.К.: У нас ЧПУобработка проектируется в контексте создаваемого техпроцесса. Параллельно с получением комплекта УП пользователь имеет оформленный техпроцесс, карты наладки, прочую сопроводительную документацию. Попадая в технологическое бюро, ADEM закрывает все потребности работающих там инженеров, другое ПО не требуется. И в этом, на мой взгляд, ключевое преимущество. Плюс ко всему, у нас большой опыт общения и решения конкретных задач пользователей. Живой пример: с начала 1990х годов мы сотрудничаем с РСК «МиГ», где работают очень грамотные технологи, которые часто делятся с нами идеями, пожеланиями, а мы с удовольствием реализуем их в продукте. С точки зрения технологий, заложенных в ADEM, стоит упомянуть об автоматической обработке на основе конструктивных элементов 3Dмодели, наличие которой характерно для западных продуктов, например FeatureCAM и ESPRIT. Вообще, уровень возможностей CAMсистем постепенно выравнивается и, все, что можно сделать в NX, примерно с теми же усилиями достигается и в ADEM.
А.Л.: Мое хобби — изучение CAMсистем, и, разумеется, я пробовал работать в ADEM. Отмечу, что на фоне хороших возможностей, на мой взгляд, система немного отстает в плане интерфейса от иностранных продуктов. Вы работаете над усовершенствованием интерфейса и удобства работы?
А.К.: Мы активно работаем над 10й версией, которая была фактически написана «с нуля», с новым интерфейсом, отличным доступом к базе данных, измененной модульной структурой, поддержкой 64битного режима. Бетаверсия должна появиться этой осенью, а в начале следующего года планируется выход ADEM 10.0 на рынок.
А.Л.: Готовы ли вы предоставить новую версию ADEM на предварительное тестирование?
А.К.: Разумеется, с радостью! Как только 10я версия будет в приемлемом для тестирования состоянии.
Оригинал интервью: http://issuu.com/isicam/docs/planetacam_issue_3