3 - 2017

BIM на взлетной полосе

Сергей Бенклян
Сергей Бенклян, старший менеджер, ООО «КОНКУРАТОР»
Небойша Новкович
Небойша Новкович, старший консультант департамента разработки технических решений, ООО «КОНКУРАТОР»

Опыт внедрения технологии информационного моделирования в проектные процессы группы компаний «Прогресстех».

Вопрос актуальности и целесообразности перехода на технологии информационного моделирования стоит сейчас достаточно остро перед многими компаниями строительной отрасли, но есть организации, для которых переход на новые технологии является естественным и закономерным. И для них актуален не вопрос, идти или не идти в BIM, а вопрос, как идти в BIM?

Одной из таких инновационных компаний является Группа компаний «Прогресстех».

ГК «Прогресстех» успешно работает на российском и международном рынке услуг в области авиастроения и проектирования аэропортов и инфраструктур уже более 25 лет; насчитывает более тысячи сотрудников и имеет дочерние структуры в России, ближнем и дальнем зарубежье. Следует отметить, что в компании активно применяются самые современные программные комплексы. Так в Инженерном департаменте в авиакосмическом комплексе успешно используются такие программные решения, как CATIA, HyperWorks, solidThinking, MSC NASTRAN/MSC PATRAN, ABAQUS.

В Департаменте проектирования аэропортов и инфраструктур также применяются отдельные специализированные решения, в частности системы имитационного моделирования деятельности пассажирского терминала (CAST), а также CAD/CAE­инструменты для выполнения отдельных проектных задач.

В 2015 году руководством компании было принято решение по переходу от традиционной технологии реализации проектов объектов строительства в 2D на технологию информационного моделирования. Как уже было отмечено, это решение было принято абсолютно осознанно, так как собственный опыт компании подтверждал эффективность такого перехода. Вопрос состоял только в выборе оптимального пути для перехода на BIM. Осенью 2015 года компания «Конкуратор» была приглашена на участие в закрытом конкурсе на роль консультанта по внедрению BIM. Так началось наше знакомство и последующее успешное и взаимовыгодное сотрудничество.

Что нужно, чтобы BIM взлетел

Корпоративная культура

По поводу методик внедрения BIM в последние годы написано немало статей, проведено множество семинаров, форумов и других мероприятий. И в целом сформированы основные подходы к внедрению, главными составляющими которого являются люди, процессы и технологии. Тем не менее каждая организация, как правило, проходит свой индивидуальный путь и однозначно утверждать, что этот путь «эталонный», не приходится. C нашей точки зрения, решающими являются аспекты, связанные с внутренней организационной культурой компании, — это когда топ­менеджмент, руководители всех уровней и рядовые специалисты образуют команду единомышленников, у которой есть общая миссия и общие цели. При этом очевидно, что решающую роль в создании и поддержании корпоративной культуры играет руководство компании.

При внедрении BIM главным изменением, главным культурным сдвигом является организация процесса совместной разработки и использования информационной модели, основанного на активном сотрудничестве всех участников проекта. Понимание и осознание того факта, что сводная многодисциплинарная модель может сэкономить много человеко­часов лишь за счет правильно организованного совместного использования проектной информации, является ключевым, а роль руководства компании в организации нового технологического процесса — решающей.

Для того чтобы понять, на каком уровне находится корпоративная культура, достаточно одного­двух посещений организации и общения с руководством и специалистами. Когда мы впервые посетили Департамент проектирования аэропортов и инфраструктур, которым руководит заместитель генерального директора Сергей Александрович Усанов, то сразу ощутили атмосферу команды профессионалов, абсолютно точно понимающих и осознающих свои цели и задачи. Эта атмосфера чувствовалась во всех мелочах — и в порядке на рабочих местах специалистов, и в организации пространства для работы и быта, и в продуманности оснащения переговорных с мультимедийными устройствами и функционально подобранной мебелью, и самое главное — в культуре общения сотрудников.

Также следует отметить абсолютно правильный подход к назначению ответственных за внедрение BIM — главных инженеров проекта и их помощников. Дело в том, что очень часто эту миссию поручают руководителям ИТ­служб, что делать категорически нельзя, поскольку они по долгу своей службы не владеют знаниями проектировщиков в части технологии разработки проекта и специфики взаимодействия всех смежных специальностей.

Классические подходы к внедрению BIM рекомендуют вначале определиться с BIM­стратегией организации: четко сформулировать цели и задачи применения BIM, оценить существующие внешние и внутренние предпосылки, а также риски перехода на BIM, определить, какую ценность для развития бизнеса принесет BIM, оценить финансово­экономические факторы и другие аспекты. Командой «Прогресстех» этот анализ был проделан самостоятельно и, как уже было отмечено, вопрос, идти или не идти в BIM, для них не стоял. На очереди был вопрос — как идти?

BIM­образование

Из трех составляющих успеха внедрения — люди, процессы, технологии, очевидно, что люди являются ключевым звеном. И корпоративная культура в этой составляющей, безусловно, главный элемент. Но для успешного внедрения одной корпоративной культуры недостаточно, необходимо еще единое понимание всеми сотрудниками организации сущности концепции BIM; единое понимание возможностей этой технологии на данном этапе ее развития (следует избегать завышенных ожиданий, не верить мифу про «красную кнопку»); единое понимание и принятие новых, достаточно жестких требований к организации проектного процесса на основе BIM.

Для формирования такого единого понимания сущности концепции BIM, эффективных способов применения этой технологии на различных стадиях инвестиционно­строительного проекта, функциональных возможностей, достигаемых результатов, а также в целях ознакомления со специфичной BIM­терминологией, лучшими мировыми практиками и подходами по внедрению технологии информационного моделирования зданий и сооружений был организован и проведен вводный образовательный курс практически для всех сотрудников департамента проектирования аэропортов и инфраструктур, включая топ­менеджмент компании. Курс получился по­настоящему интерактивным. И на нем мы еще раз оценили высокий командный дух, царящий в компании, и желание получать новые знания, которые помогли конкретизировать цели и сформулировать задачи внедрения BIM, а также определить дальнейшие шаги в соответствии с рекомендациями, основанными на лучших мировых практиках.

Выбор программных решений BIM и профильное обучение специалистов

Выбор программных решений по факту был определен заранее — это решения компании Autodesk (программные комплексы), которые были приобретены уже несколько лет назад и частично использовались. В частности, применялся Civil 3D для организации рельефа, генплана и наружных сетей и, конечно, AutoCAD — как основной CAD­инструмент.

Для проведения обучения профильных специалистов по Autodesk Revit и Navisworks, включая главных инженеров проекта, были сформированы учебные группы и согласованы программы обучения.

Регламентация BIM­процессов и выполнение пилотного проекта

Еще одним важным показателем, влияющим на успешность внедрения BIM в организации, является наличие документов, регламентирующих основные рабочие процессы и, в частности, процесс разработки проектной документации. Это связано с тем, что реализация процесса проектирования с применением BIM требует строгого соблюдения разработанных в организации регламентов и стандартов, и вероятность того, что эти регламенты будут соблюдаться, значительно выше в компаниях, которые уже имеют опыт их разработки и реализации. Следует отметить, что во многих организациях такие документы формально существуют в рамках системы менеджмента качества, но, как правило, затрагивают процессы только самого верхнего уровня.

Предпроектный аудит процессов информационного обмена, проведенный нашей компанией в ГК «Прогресстех», показал, что в Департаменте проектирования аэропортов и инфраструктур регламенты существуют и реально работают в рамках системы менеджмента качества, причем на уровне непосредственной реализации проекта. Так, в СМК прописана структура папок проектов, которая размещена на корпоративном сервере. Она содержит, в том числе, папки для обмена внешними ссылками, в ней прописаны общие правила именования файлов, в компании разработаны общие шаблоны AutoCAD.

По окончании специализированных учебных курсов была сформирована пилотная группа в количестве 13 человек, по 1­2 человека по архитектурному, конструктивному и инженерным разделам проекта. Все участники пилотной группы были освобождены от ежедневных проектных обязанностей и полностью погрузились в освоение новой технологии. Руководством «Прогресстех» было решено участников пилотной группы после обучения технологии BIM больше не возвращать на классическую 2D­технологию проектирования.

В качестве объекта было выбрано административное здание аэропорта. Проект находился на завершающей стадии разработки и был выбран, в том числе, для проверки согласованности принятых проектных решений (рис. 1).

Рис. 1. Пилотный объект

Рис. 1. Пилотный объект

Основной задачей применения BIM (BIM Use) была принята междисциплинарная 3D­координация. Эта задача оказалась наиболее актуальной, так как существующая технология проектирования в 2D хоть и позволяла частично координировать работу смежников путем использования внешних ссылок, но касалась только «горизонтальных» решений (на уровне планировок). Согласование же проектных решений по «вертикали» требовало дополнительных временных затрат.

Для старта пилотного проекта в качестве регламентирующего документа был принят открытый шаблон BIM­стандарта организации для платформы Revit (первая версия), разработанной нашей компанией1 .

Особое внимание мы уделили разработке Плана реализации BIM­проекта (BEP), который формировался на специально посвященных этой теме предпроектных совещаниях пилотной группы. Следует отметить, что по ходу пилотного проекта план корректировался и дополнялся за счет полученного практического опыта (рис. 2).

Рис. 2. План реализации BIM-проекта

Рис. 2. План реализации BIM-проекта

В Плане реализации BIM­проекта были определены основные принципы разделения модели и коллективной работы. По каждому разделу было решено создать отдельные модели, которые для проверки на коллизии собирались в сводную модель средствами Autodesk Navisworks.

Особенно тщательно разрабатывалась структура среды общих данных (CDE) и регламент коллективной работы в этой среде (рис. 3), который задавал правила работы в четырех областях (WIP, SHARED, PUBLISHED, ARCHIVE).

Рис. 3. Структура каталогов среды общих данных проекта

Рис. 3. Структура каталогов среды общих данных проекта

Много дебатов было по поводу выработки подходов к именованию файлов проекта, поскольку необходимо было, с одной стороны, максимально сохранить существующие в организации системы кодирования, но, с другой стороны, обеспечить работоспособность новой технологии в условиях коллективной работы с центральными файлами в новой структуре среды общих данных (рис. 4).

Проверка на коллизии включала:

  • создание сводной модели (путем импорта из Revit файлов по отдельным разделам проекта в формате NWC);
  • формирование списка проверок, которые необходимо провести (матрица коллизий — рис. 5);
  • проведение проверок и формирование журнала коллизий с определением ответственных за их устранение.

По ходу реализации проекта обнаруживались ошибки в выпущенной рабочей документации (по уже сложившейся практике пилотного BIM­проектирования), и по горячим следам вносились правки. Пилотный проект длился в общей сложности четыре месяца.

«Первый год, полет нормальный!»

На данный момент в Департаменте проектирования аэропортов и инфраструктур ГК «Прогресстех» запроектировано уже более десятка отдельных объектов инфраструктуры с применением технологии BIM на базе новых процессов (рис. 6). Сформирован BIM­стандарт организации. Команда BIM расширяется. Для BIM­проектировщиков выделено отдельное помещение с открытой планировкой (open space).

Для заказчиков наряду с традиционной ПСД представляются в том числе 4D­модели отдельных сооружений. На очереди стоит 5D и перспектива предложения услуг по формированию 6D­моделей.

Заключительные выводы

Вывод 1­й: переход на BIM для инновационной компании является естественным этапом ее развития.

Вывод 2­й: наличие в организации соответствующей корпоративной культуры имеет решающее значение для успешного выстраивания новой технологии.

Вывод 3­й: BIM­процессы надо тщательно планировать и регламентировать.

Вывод 4­й: изобретать свой уникальный BIM­велосипед рискованно, дорого и малоперспективно. Рациональный подход к внедрению — это использование лучших мировых практик и рекомендаций консультантов, являющихся носителями этих практик, а также наработка собственного опыта в условиях реализации своих проектов в новых условиях.