3 - 2017

Обучение САПР как необходимый элемент автоматизации предприятия

Павел Бунаков, 
д.т.н., ведущий специалист ООО «Базис-Центр»
Павел Бунаков,
д.т.н., ведущий специалист ООО «Базис-Центр»

Системы автоматизированного проектирования корпусной мебели — это практически единственный сектор рынка САПР, где доминирует российское программное обеспечение, а иностранные системы оказались в абсолютном меньшинстве. Само по себе мебельное производство является довольно специфичным. Большинство предприятий относится к малому и среднему бизнесу, которому нужны недорогие, но эффективные средства. С одной стороны, здесь нет крупных проектов внедрения САПР, государственного финансирования, длительных циклов создания новых изделий, а следовательно, дорогих контрактов на комплексную автоматизацию. С другой — очень высока конкуренция: как между отечественными предприятиями, так и со стороны европейских и азиатских производителей.

Подобная ситуация объективно требует постоянного повышения производительности труда, применения самого современного станочного оборудования, разработки оригинальных дизайнерских решений и внедрения САПР во все этапы проектирования и технологической подготовки производства. Сегодня сложно найти мебельное предприятие, где дизайнеры, конструкторы и технологи работали бы не за компьютером. Однако актуальным остается вопрос об эффективности автоматизированного проектирования.

Современные САПР — это сложные и многофункциональные системы. Профессиональное владение ими требует соответствующей квалификации специалистов. Именно на этапе конструирования определяется функциональность, эргономичность, эстетичность и технологичность изделия. Здесь же принимается и большинство ошибочных решений, которые часто обнаруживаются на этапе изготовления и требуют значительных средств на исправления.

Возникает резонный вопрос: как специалисту достичь профессионального уровня работы в САПР — самостоятельно или на специализированных курсах? Рассмотрим его на примере системы БАЗИС.

Зачем изучать САПР

На первый взгляд, научиться работать в системе БАЗИС достаточно просто. Она имеет дружественный интерфейс, который в полной мере отражает особенности работы проектировщика мебели. Есть подробная документация и огромное количество видеороликов, созданных как специалистами компании «Базис­Центр», так и самими мебельщиками. Однако, как показывает практика, подобное освоение системы не позволяет понять и использовать в работе многие полезные приемы. В результате эффективность и скорость проектирования оказываются не столь высокими, как могли бы быть. Приведем несколько примеров, о которых рассказывали специалисты, прошедшие обучение на специализированных курсах компании «Базис­Центр»:

  1. Посмотрев несколько не самых удачных роликов в Интернете, конструктор научился быстро (на его взгляд) строить модели деталей с помощью команд быстрого позиционирования на характерные точки геометрических элементов. В процессе обучения он узнал о другом методе — работе с использованием команд вспомогательных построений. Сравнив скорость выполнения однотипных заданий обоими методами, специалист пришел к выводу, что за три года работы с системой БАЗИС он потерял почти два месяца на выполнение лишних действий.
  2. Компания купила систему БАЗИС в 2012 году. Специалисты изучили ее и активно использовали в работе. Однако всю информацию о проектах они хранили в отдельных файлах. Обычными при этом были ситуации потери внесенных изменений. «Привыкнув» к этому, конструкторы просто создавали несколько копий и при необходимости возвращались к ним. В процессе обучения они узнали о библиотекаре — специальном модуле, встроенном в систему, применение которого полностью исключает подобную ситуацию. Потери времени они не стали оценивать в цифрах, но очень пожалели, что не приехали на обучение раньше.
  3. На многих производствах есть проблема выгодных и невыгодных работ с точки зрения заработной платы. Естественно, за первые из них рабочие берутся с удовольствием, а от вторых всячески стараются отказаться. В результате страдает ритмичность производства. В системе БАЗИС есть модуль БАЗИС­Смета, в котором можно организовать базу технологических операций, которая позволяет сделать все работы одинаково выгодными. Однако практически все узнают об этом только в процессе обучения.

Этот список можно продолжать долго. Есть и еще один момент. БАЗИС — это система, которая охватывает все этапы работы над мебельным проектом. Помимо ускорения работы отдельных специалистов при правильном использовании она позволяет оптимизировать взаимодействие между ними: ускорить обмен данными, исключить их искажение при передаче и внедрить многие элементы электронного документооборота. Но этому специалистов надо научить!

Практика проведения курсов со всей очевидностью показывает, что обучение приносит пользу специалистам всех уровней «знакомства» с системой. Новички сразу узнают о наиболее эффективных методах работы, специалисты со стажем открывают для себя какие­то новые, неизвестные ранее способы ускорения работы.

Совершенно обязательным обучение является в том случае, когда предприятие впервые приобретает полный комплекс программ, планируя автоматизировать все проектно­производственные работы, или переходит на систему БАЗИС после других программ. Подобные этапы на предприятии всегда сопровождаются определенной «турбулентностью». Сократить ее продолжительность можно, если уже есть специалисты, прошедшие обучение.

Где изучать САПР

Итак, изучать САПР надо. Это один из факторов успешного внедрения системы, что начинают понимать и руководители предприятий. Опыт учебного центра компании «Базис­Центр» показывает, что с каждым годом растет и количество обучающихся (рис. 1), и количество часов на обучение (рис. 2).

Рис. 1. Динамика изменения количества обучающихся

Рис. 1. Динамика изменения количества обучающихся

Рис. 2. Динамика изменения количества часов

Рис. 2. Динамика изменения количества часов

Возникает вопрос о месте проведения курсов. Процесс обучения можно организовать непосредственно на предприятии или в специализированном учебном центре. Каждый из вариантов характеризуется своими плюсами и минусами, поэтому оба они используются для обучения работе в системе БАЗИС.

Обучение на курсах позволяет полностью погрузиться в проблему, поэтому является очень эффективным. Кроме того, продуктивным является общение с коллегами, в результате которого приобретаются дополнительные знания, рождаются новые идеи и устанавливаются полезные контакты. Однако в этом случае специалист на одну­две недели отрывается от производства, что не всегда приемлемо. Определенные сложности возникают и при необходимости обучить одновременно всех специалистов. На практике предприятия применяют три варианта действий:

  • один или два специалиста проходят полный курс обучения, а затем сами обучают остальных специалистов;
  • специалисты направляются на обучение последовательно, чтобы не нарушать производственный процесс;
  • обучение проводится «помодульно», то есть отдельные модули системы изучаются по мере необходимости.

Слово Андрею Дементьеву, конструктору­технологу компании «Детская мебель “Легенда”» из Санкт­Петербурга: «Обучение работе в системе БАЗИС я проходил в три этапа. Зимой 2016 года изучил БАЗИС­Мебельщик и БАЗИС­ЧПУ, затем — БАЗИС­Раскрой и БАЗИС­Смета и, наконец, зимой 2017 года — БАЗИС­Шкаф и БАЗИС­Салон. Процесс обучения понятен, поскольку теоретические занятия сразу подкрепляются практической работой. Преподаватели отзывчивые, всегда готовы объяснить любые непонятные места. Ответы на все вопросы исчерпывающие и по существу. Сразу видно профессионалов».

Обучение на площадке мебельного предприятия организуется при необходимости быстрого внедрения системы на сравнительно крупных предприятиях. Этот подход практикуют и зарубежные пользователи системы. Перед тем как начинать обучение на предприятии, необходимо решить ряд организационных вопросов:

  • совместить производственный процесс с обучением без ущерба для каждого из них;
  • найти оборудованное помещение, в котором у каждого обязательно будет персональное рабочее место;
  • настроить аппаратное обеспечение и установить программы.

Для каждого из вариантов обучения специалисты компании «Базис­Центр» разработали специальные методики, позволяющие за минимально возможное время достигнуть хороших результатов. Они опробованы на практике и показали высокую эффективность. Безусловно, огромную роль в обучении играет квалификация преподавателей. Обучением в «Базис­Центре» занимаются профессиональные мебельщики, имеющие практический производственный опыт.

В качестве комментария приведем два мнения.

Василий Максимовский, конструктор из Москвы: «Во­первых, хочется отметить хорошо отработанную схему подачи информации о программе и поэтапное объяснение материала. Весь процесс обучения проходит очень результативно и плодотворно, оставляя в голове после занятий не непонятную «кашу», а лишь осознание всех возможностей программы и желание быстрее все это применить. Преподаватели являются профессионалами не только в плане изложения программы, но и в плане изготовления мебели, а это очень важно. 

Во­вторых, приятно, что после прохождения обучения вы не выброшены на произвол судьбы. На все последующие обращения в группу технической поддержки вы получаете не нелепые отписки, а действительно квалифицированную помощь, с объяснением правильного алгоритма действий! Важно, что обучение построено таким образом, что при внимательном и вдумчивом прослушивании материала, а также выполнении всех заданий, которые даются на занятиях, вопросы могут возникать только в редких случаях. Информация подается очень грамотно. Она правильно распределена между теоретическими и практическими занятиями».

Та Фу Суан, директор фирмы HALAM FURNITURE (Вьетнам): «После приобретения системы БАЗИС дополнительными расходами для нас стало обучение конструкторов. Для этого мы договорились с разработчиками о выезде специалиста на наше предприятие. Сейчас я могу точно сказать, что эти расходы полностью окупились. Компания “Базис­Центр” прислала к нам очень опытного и талантливого специалиста. Несмотря на языковой барьер, он помог нашим конструкторам хорошо освоить систему. У меня сложилось твердое убеждение, что он работал от всей души для нас буквально с утра до ночи. Основная задача заключалась в создании базы материалов, библиотеки фурнитуры, изучении приемов работы в системе и организации связи с производством».

Входной контроль

Система БАЗИС — это профессиональный инструмент специалиста мебельного производства. Соответственно, человек, который планирует изучить ее, должен иметь определенные знания и навыки как в своей предметной области, так и в плане общения с компьютером. Естественно, их отсутствие не является преградой для обучения, однако его эффективность резко снижается.

Руководитель предприятия заинтересован в том, чтобы специалист после прохождения курса обучения стал вносить существенный вклад в повышение конкурентоспособности предприятия, или, как минимум, оправдал финансовые вложения в обучение. В этом же заинтересована и компания «Базис­Центр»: чем больше будет грамотных пользователей, тем более широко будет распространяться система. Это совпадение интересов обусловливает ответственный подход к организации обучения.

Все руководители предприятий знают, что на курсах обучают только приемам эффективной работы в системе БАЗИС. Обучение компьютерной грамотности или основам проектирования корпусной мебели — это задачи других учебных заведений. Перед отправлением специалиста на курсы руководитель может провести его тестирование на сайте компании, чтобы удостовериться в соответствии минимальным квалификационным требованиям. Они следующие:

  • инженерно­техническая подготовка — реальный опыт проектирования и выпуска конструкторско­технологической документации в любой форме (в САПР или на бумаге), знание таких понятий, как проекционные связи, ЕСКД, размер, допуск, базирование, размерные цепи и т.д.;
  • владение основами работы в операционной системе Windows — установка программ, копирование файла, создание новых папок и т.д.;
  • знание особенностей своего производства — номенклатура выпускаемой продукции, используемые материалы, фурнитура, оборудование и инструмент, конструктивные особенности выпускаемой мебели и технологических процессов, организация документооборота.

Наличие последнего пункта объясняется тем, что система БАЗИС является очень гибкой. Она может быть «тонко» настроена под определенное производство, поэтому обучение проводится уже с учетом конкретных особенностей и нюансов. Но для понимания этого обучаемый должен ориентироваться в них.

Естественно, что несоответствие перечисленным требованиям не является препятствием для прохождения обучения, однако экономический эффект от него резко снижается, и руководитель предприятия должен осознавать, насколько рациональным будет вложение денег в обучение специалиста. Перед началом любого курса проводится входной контроль, а в первый день занятий выполняется практическая работа. Если обучаемый показал отрицательные результаты, то руководитель предприятия вправе принять одно из трех решений:

  • отозвать обучаемого и получить обратно полную стоимость курса;
  • отозвать обучаемого и направить другого специалиста в одну из следующих групп;
  • продолжить обучение под свою ответственность.

В последнем случае обучаемый вместо удостоверения сертифицированного пользователя системы БАЗИС получает сертификат о прохождении обучения.

Отсутствие базовых знаний не стоит путать с сомнением в своих силах и неуверенностью в освоении сложной программы, которые нередко возникают у начинающих пользователей. Это нормальная ситуация, и преподаватели прекрасно знают, как действовать в подобных случаях. Вот мнение Максима Алешкина, менеджера по продажам компании «Гранит» из Нижнего Новгорода, ставшего сертифицированным пользователем: «Все без исключения темы были интересными. Получил очень много информации, теперь надо бы суметь ее использовать и не забыть, но это уже в процессе работы. Преподаватель доступно и просто замечательно все объяснял, это я говорю с учетом того, что раньше никогда не работал ни в одной из подобных программ».

Программа курса и методика обучения

Основная проблема обучения заключается в необходимости передать большой объем информации за весьма ограниченное время таким образом, чтобы она была понята и усвоена. В определенной мере этому способствует понятный специалисту­мебельщику интерфейс всех модулей системы БАЗИС. Он работает с привычными понятиями: мебельная панель, крепеж, облицовывание кромок, фурнитура и т.д. Значительное количество проектных операций выполняется в автоматическом режиме, например формирование полного комплекта конструкторской документации или установка дверей на модель изделия. Это позволяет обучаемому достаточно быстро «вжиться» в систему и почувствовать удобство работы в ней.

Методика обучения предполагает постоянное чередование теоретических и практических занятий, причем под теорией понимаются не какие­то абстрактные вещи, а способы и варианты решения типичных проблем мебельного предприятия. Таким образом, преподаватель знакомит пользователей с тем, как те или иные функциональные возможности можно применять в практической деятельности.

Рис. 3. Соотношение обучающихся по модулям системы (в процентах)

Рис. 3. Соотношение обучающихся по модулям системы (в процентах)

На изучение каждого модуля отводится определенное количество часов (табл. 1). Рассмотрим программу изучения основного модуля системы — БАЗИС­Мебельщик. Естественно, именно он пользуется наибольшей популярностью, и на его изучение отводится максимальное количество часов (рис. 3).

Таблица 1. Количество часов по модулям

Таблица 1. Количество часов по модулям

Занятия строятся по принципу «от 2D к 3D: от простого к сложному». Программа изучения включает следующие вопросы:

  • 2D­черчение. Построение геометрических элементов;
  • 2D­черчение. Построение размеров;
  • 2D­черчение. Операции с выделенными элементами;
  • 2D­черчение. Нанесение текстовых надписей;
  • файловая система, сохранение чертежей в лист и в библиотеку;
  • база материалов и база операций;
  • 3D­моделирование мебельных изделий из панелей;
  • создание и установка профиля непрямоугольного сечения на примере трубчатой штанги;
  • создание и нанесение пазов на панель на примере фрезерованного фасада;
  • облицовывание кромок панелей различными материалами;
  • работа со сборками на примере установки на модель изделия опоры роликовой;
  • создание и установка на модель изделия сборки на примере подпятника;
  • способы работы с крепежной фурнитурой;
  • создание, сохранение и установка на модель произвольной фурнитуры на примере ручки­скобы;
  • создание, сохранение и установка на модель произвольного фрагмента на примере трубчатой штанги в комплекте с двумя фланцами;
  • установка распашных дверей на примере платяного шкафа с двумя дверями;
  • установка раздвижных дверей на примере трехдверного шкафа­купе;
  • установка выдвижных ящиков на примере выкатной тумбы и трехдверного шкафа­купе;
  • моделирование интерьера на примере спроектированных моделей;
  • кодирование изделий на примере спроектированных моделей;
  • работа с проектом и выпуск документации на примере спроектированных моделей.

Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы исключить механическое выполнение инструкций, написанных в методических указаниях. Для этого работа над любым практическим заданием начинается с его осмысления и разработки стратегии решения. Большое количество вариантов заданий стимулирует обучаемых к творческому осмыслению информации и самостоятельной работе. Неизбежно возникающие при этом проблемы оперативно решаются совместно с преподавателем. Подобная организация занятий получает высокие оценки со стороны учащихся (табл. 2).

Таблица 2. Оценка качества обучения

Таблица 2. Оценка качества обучения

Учебный класс

Учебный класс

Процесс обучения

Процесс обучения

Заключение

Более чем десятилетний опыт работы учебного центра и последующие контакты с выпускниками показали, что интенсивное изучение автоматизированного проектирования в системе БАЗИС — отличный механизм повышения эффективности работы мебельного предприятия. Однако мало получить нужный объем знаний и умений, его надо применить на практике. Опросы выпускников, проводимые в каждой учебной группе, показали, что в основном у них возникают два опасения:

  • уровень организации производства и сложившиеся стереотипы предприятия не позволят внедрить услышанное при обучении в полном объеме;
  • недостаток личного опыта и практических навыков не позволит внедрить услышанное в полном объеме.

Однако это уже вопросы к руководству предприятия и тема для отдельного разговора.