Управление потоками заданий в техническом документообороте предприятия
Система управления потоками заданий в техническом документообороте предприятия OmegaProduction
Создание и выполнение бизнес-процесса
Мониторинг выполнения бизнес-процессов
Данная публикация продолжает серию статей, посвященных подходам и решениям, развиваемым в отечественной автоматизированной системе управления производством Omega Production минской фирмы «Омегасофтвер». В журнале «САПР и графика» № 11’2000 были описаны функции и бизнес-процессы, реализованные в модуле управления инженерными данными, сегодня мы поговорим о системе класса Workflow управления бизнес-процессами.
Описание технологии Workflow
Технология Workflow — это автоматизация потоков заданий, или, как еще принято называть, автоматизация бизнес-процессов, протекающих на предприятии и составляющих суть его деятельности (рис. 1).
В основе технологии Workflow лежат следующие базовые понятия:
- объект — некий объект, используемый в бизнес-процессе (например, документ, чертеж, инструмент);
- событие — действие, произведенное над объектом или происшедшее с ним (например, подписание документа, изменение чертежа, поломка инструмента);
- операция — действие, выполняемое в рамках рассматриваемого бизнес-процесса (например, проверка документа на правильность составления, внесение изменений в чертеж, ремонт инструмента);
- исполнитель — должностное лицо, ответственное за выполнение операции бизнес-процесса (к примеру, координатор производства, конструктор, механик).
Следует отметить, что эти понятия могут быть дополнены.
Каждая система класса Workflow обеспечивает решение как минимум трех задач:
- описание бизнес-процесса;
- управление выполнением бизнес-процесса;
- мониторинг выполнения бизнес-процесса.
Для описания бизнес-процесса необходимо, чтобы он был выделен из множества бизнес-процессов предприятия, структурирован и выполнялся по формализуемым правилам.
Описание бизнес-процесса состоит из описания его операций бизнес-процесса и из описания условий перехода между операциями.
В описание операции бизнес-процесса включается информация:
- об исполнителе операции;
- об описании задания, которое должен выполнить исполнитель;
- о типах объектов, над которыми производится операция.
Описание условий перехода между операциями содержит данные:
- о начальной операции;
- следующей операции;
- условии перехода.
Управление выполнением потока работ заключается:
- в проверке условий перехода между операциями;
- передаче документов между исполнителями;
- уведомлении пользователя о том, что он должен сделать.
В зависимости от подхода задания описания бизнес-процесса системы можно разделить на два класса: с жесткой маршрутизацией и с гибкой маршрутизацией. В системах с жесткой маршрутизацией маршрут прохождения документа от исполнителя к исполнителю определяется только администратором системы. В системах же с гибкой маршрутизацией маршрут прохождения документа определяется любым лицом.
В зависимости от подхода хранения документов различают два больших класса систем: с общим хранилищем документов и без общего хранилища документов.
Плюсы первого метода в том, что документы физически хранятся в одном месте, что позволяет не только поддерживать коллективную работу с документом, но и организовывать поиск документа. Плюсы второго метода заключаются в более простой реализации системы.
К минусам первого метода следует отнести выделенное хранилище документов, которое значительно увеличивает стоимость разработки, а к минусам второго — отсутствие поиска документов и отсутствие коллективной работы (это обусловлено тем, что документ присоединяется к письму, которое пересылается между исполнителями операций). Данное сравнение сведено в таблицу.
Как видно из таблицы, реализация с общим хранилищем документов выгодно отличается от реализации без общего хранилища документов, даже несмотря на то, что затраты на хранение документов здесь выше. Это обусловлено большей функциональностью систем, реализованных с общим хранилищем документов.
В управлении и выполнении бизнес-процесса участвуют следующие классы пользователей:
- разработчик бизнес-процесса — лицо, ответственное за разработку, тестирование и поддержку бизнес-процесса;
- проверяющий бизнес-процесса либо операции — лицо, ответственное за правильность выполнения бизнес-процесса либо операции;
- исполнитель операции — лицо, производящее какие-либо операции.
Каждый пользователь системы имеет уникальный код, пароль и относится к определенной группе пользователей. Система управления ограничивает доступ к операциям, к функции запуска экземпляров бизнес-процесса и к возможностям администрирования для некоторых пользователей или групп пользователей.
Система управления потоками заданий в техническом документообороте предприятия OmegaProduction
Описание бизнес-процесса
Система управления потоками заданий в техническом документообороте предприятия относится к системам с централизованным хранилищем данных, где сочетаются жесткая и гибкая маршрутизация.
В системе реализован графический редактор построения описания бизнес-процесса, с помощью которого можно описать бизнес-процесс любой сложности (рис. 2).
В описание бизнес-процесса входят такие понятия, как:
- тип бизнес-процесса;
- тип присоединяемых бизнес-объектов;
- уведомление проверяющего и исполнителя;
- блокировка присоединенных бизнес-объектов;
- проверяющий бизнес-процесса.
Бизнес-процесс может быть двух типов: бизнес-процесс и подбизнес-процесс (вспомогательный бизнес-процесс, на основании которого могут строиться другие бизнес-процессы).
Типами присоединяемых бизнес-объектов являются типы бизнес-объектов, которые определены в системе.
Уведомление проверяющего происходит при получении и завершении выполнения работы исполнителем, а уведомление исполнителя происходит при получении им работы. При уведомлении используется встроенная в систему электронная почта.
Блокировка присоединенных бизнес-объектов осуществляется для разграничения прав по работе над бизнес-объектом. Это обусловлено тем, что на бизнес-объект уже заданы права, как правило, для нескольких групп пользователей, блокировка же позволяет работать с бизнес-объектом только тому пользователю, который выполняет над ним операцию.
Проверяющим бизнес-процесса может быть как конкретное лицо, так и лицо, входящее в заданную группу пользователей.
В описание операции дополнительно входит информация:
- о бизнес-процессе, который определяет операцию;
- шаблоне, на основании которого определяется бизнес-процесс, определяющий операцию.
Эта информация может быть не задана, и тогда считается, что операция — атомарная.
Альтернативой бизнес-процессов является шаблон. Операция бизнес-процесса будет определяться тем бизнес-процессом из шаблона, который выберет создатель экземпляра бизнес-процесса, содержащего данную операцию. В шаблон может входить любое число бизнес-процессов.
В описание перехода между операциями бизнес-процесса входит условие его срабатывания. Условие представляет собой логическое выражение любой сложности, использующее в качестве операндов состояния операции. На основании условия и состояния операции выбирается следующая операция бизнес-процесса.
Состояния бизнес-процесса и его операции таковы:
- создан — задается системой при создании операции до ее выполнения пользователем;
- выполняется — задается пользователем при выполнении операции;
- приостановлен — задается пользователем в случае приостановления выполнения операции;
- выполнен успешно — задается пользователем в случае успешного завершения выполнения операции.
- выполнен не успешно — задается пользователем в случае неуспешного завершения выполнения операции (например, если в документе обнаружены ошибки).
Создание и выполнение бизнес-процесса
Создать экземпляр бизнес-процесса может пользователь, который имеет на это право. При создании экземпляра бизнес-процесса в случае необходимости у пользователя запрашиваются бизнес-объекты, над которыми будут выполняться операции, и один из бизнес-процессов, который входит в шаблон, указанный при описании операции бизнес-процесса.
После создания экземпляра бизнес-процесса на основании его описания определяются начальные работы, информация о которых посылается исполнителям. Исполнитель путем изменения состояния операции может управлять выполнением бизнес-процесса.
На основании состояния операции, которое установил исполнитель, и условия перехода между операциями, заданного при описании бизнес-процесса, система осуществляет выбор последующих операций. Если же таковых нет, то считается, что бизнес-процесс выполнен.
В списке работ исполнителя представлена информации:
- об операции, которую необходимо произвести;
- бизнес-процессе, в который входит данная операция;
- состоянии операции;
- приоритете выполнения информации;
- проверяющем задания;
- дате начала выполнения операции.
Приоритет может быть низким, средним и высоким. При создании операции ее приоритет определяется как средний. Исполнитель может его изменять.
В списке заданий проверяющего представлена та же информация, что и в списке работ исполнителя, за исключением того, что ему вместо информации о проверяющем выдается информация об исполнителе, и при изменении проверяющим приоритета операции, исполнителю операции посылается уведомление об изменении приоритета операции.
Мониторинг выполнения бизнес-процессов
Для получения текущей информации о выполняющихся бизнес-процессах и операциях бизнес-процессов, об исполнителях операций используется отчет мониторинга бизнес-процессов (рис. 3). В данном отчете представляются: список выполняющихся бизнес-процессов, их операции; состояния операций и бизнес-процессов; приоритеты операций, а также информация об исполнителе операции.
«САПР и графика» 10'2001